Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

представителей - Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева, А . Р. Лурия, П. Я. Гальперина, Б. Г. Ананьева, А. В. Запорожца , П. И. Зинченко и др. - полагали, что после морфологического созревания ребенка происходит дальнейшее развитие системы нервных центров и их связей, а психическое развитие обусловливается социальными факторами, воздействующими на человека до самой смерти. Детская субкультура, присущая возрастному диапазону от 3 до 13 лет, является подсистем ой культуры общества , тем не м енее , она всегда сохраняет относительную автономию и самостоятельность. Специалисты отмечают необыкновенное сходство детских субкультур разных стран, связанных с общностью природы детской психики и одинаковых возрастных и социально-психологических проблем . Трансляция детских традиций обеспечивается по вертикали: от старших к младшим. Таким образом , механизм эволюции индивидуальных навыков действует в обратном природному эволюционному направлению развития интеллекта и корректирует формирование личности в соответствии с уровнем развития общества. Для решения конфликтов м еж ду членами детской субкультуры сущ ествуют определенные игровые традиции, способствующие формированию социальных и коммуникативных навыков. С 1 1 -1 2 лет формируется способность размышлять логически и комплексно об абстрактных, отвлеченных проблемах , проверять правильность своих мыслей, принять точку зрения другого человека ("обратимость" мышления); создаются собственны е теории. П роц есс профессионального самоопределения начинается с детской игры и заканчивается выбором профессии . Наибольшая изменчивость интеллекта отмечается с 18 до 25 лет, оптимальные возрастные моменты научного творчества приходятся на возраст 3 5 - 4 5 . Нормативный кризис, обусловленный рассогласованием м еж ду жизненными планами человека и реальными возможностями , наступает в возрасте 3 0 - 3 3 . На отрезке 4 0 - 4 5 лет, называемом кризисом середины жизни, человек теряет смысл прошлой жизни и обретает новый смысл, ориентированный на будущ ее поколение, п ер еходя в более альтруистическое состояние. П ериодом лидерства и квалифицированности считается возраст 4 5 - 5 0 лет, когда человек достигает реальной зрелости , уравновешивает свои потребности с потребностями других (апогей социальной стадии игрового поведения). Периоды геронтогенеза, начинающиеся у женщин в 55 , а у мужчин в 60 лет, переносятся по -разному в зависимости от уровня развития речемыслительных функций, которые, 259

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz