Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

достаточно серьезные занятия, связанные со сценой, спортивными мероприятиями и военными учениями все-таки называют игрой. Акмеологический (акме - высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) период развития от 18 до 60 лет, казалось бы, лишенный детской неразумности и юношеского романтизма, в своих творческих проявлениях всегда копирует игровое поведение детей и юношества. Известны оптимальные возрастные моменты научного творчества, которые приходятся в сильно осредненном варианте на 35-45 лет. Предшествующий жизненный кризис 30-33 лет выводит на первый план социальную составляющую игры, отодвигая на второй план ее интеллектуальную составляющую, поскольку общество заставляет направить большую часть энергии на решение его самых актуальных задач, связанных с производством материальных благ, воспитанием потомства и т. д. Еще более остро встает вопрос о перевесе социальной игры в период кризиса середины жизни 40-45 лет, когда человек на время теряет смысл жизни и должен еще дальше на задний план отодвинуть личные желания, обусловленные интеллектуальной игрой, в противном случае ему грозит углубление кризиса и болезнь. Усиление социальной роли человека в период взрослости во многом зависит от его игровой активности , воспитанной в детстве. Специалисты подчеркивают, что в период геронтогенеза усиливается роль личностного речевого фактора, профессиональной деятельности и образования, то есть именно тех игровых функций , которые закладываются в детстве, продолжаются в юности и достигают апогея в среднем возрасте. Высокий уровень образования гарантирует сохранность вербальных функций до глубокой старости. 16.6. Игровые парадигмы творчества Гештальтпсихология (от нем. gestalt - образ, целое, структура) считает, что психические процессы в соответствии с врожденной заданностью не развиваются, и для того, чтобы обучение было эффективным, необходимо не формировать способности, а выявлять их. Мир состоит из целостных, сложно организованных форм, соответственно интегрируется и психика человека, восприятие которого не сводится к простой сумме ощущений. В подобных системных исследованиях психологи пользуются законами гештальта, определяющими характер восприятия и познания, динамика которых наиболее отчетливо отображается тенденцией каждого психического феномена принять максимально отчетливую и завершенную морфологию (принцип прегнантности). Отечественная психология в лице ее выдающихся 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz