Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

особенности каждого периода и историческую обстановку, можно выразить переходами биологического к интеллектуальному, социальному, вероисповедальному и вновь биологическому периоду. Поскольку ранее мы уже определили человека как существо комплексное биопсихосоциальное, то очевидно, что в течение жизни игра каждого индивида помимо естественных биологических правил будет содержать комбинации искусственных общественных законов. Следует отметить, что социальные стимулы свойственны человеку в самом раннем младенческом возрасте, и даже структуры мозга настроены к восприятию преимущественно социальных, а не каких-либо других событий. Уже к 12-18 месяцам в мозгу ребенка складывается некая рабочая модель социально-эмоциональных отношений. Уже в четырехмесячном возрасте улыбка, став экзогенной, превращается в инструмент общения. Негативное поведение младенца характеризует отрицательную оценку события, протест и отторжение неопознанного объекта. Впоследствии это же самое повлечет за собой обратную реакцию, связанную с потребностью расширения кругозора. Система запретов наряду с позитивными факторами предоставляет человеку главные изначальные условия игры. Нарушения этой системы в развитии разума сыграли роль главных стимулов его развития. В отличие от ортодоксального и парадоксального поведения косной и живой материи, абсурдное игровое поведение человека стало основой Разума, эволюция которого имеет свои нооритмы, так же как все живые организмы имеют биоритмы. Абсурдность функционирования психологической системы сценарий-антисценарий просматривается в развитии личности по Э. Эриксону: 1) доверие и недоверие на первом году жизни, 2) самостоятельность и нерешительность в 2-3 года, 3) предприимчивость и чувство вины в 4-5 лет, 4) умелость и неполноценность в 6-11 лет, 5) идентификация личности и путаница ролей в 12-18 лет, 6) близость и одиночество в начале зрелости, 7) общечеловечность и самопоглощенность в зрелом возрасте и 8) цельность и безнадежность в пожилом возрасте. Примитивность игрового поведения в детстве останавливает их продолжение в юношеском и зрелом возрасте, потому что задачи взрослого человека считаются более ответственными и серьезными, и назвать играми полеты в космос, войны, производственные процессы не поворачивается язык. Тем не менее, все психологические принципы, заложенные детскими играми, соблюдаются людьми до самого их ухода в небытие. Поэтому многие 257

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz