Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

(бессознательное по Фрейду; безусловный рефлекс - по Павлову), 2) средний - приобретенное приспособительное поведение (подсознательное - эго - по Фрейду; условный рефлекс - по Павлову), 3) высший - абстракция, различение, символизация, обобщение (осознаваемое - суперэго - по Фрейду; вторая сигнальная система действительности - по Павлову) и 4) сверхвысокий - творчество, интуиция, инсайт, ясновидение (сверхсознание, надсознание по Фрейду; взаимодействие полушарий мозга - по Павлову). Фрейдистские эго и суперэго входят в конфликт с интуитивными элементами человеческого суперсознания - Идом, который связан с удовольствием и требует немедленного удовлетворения. Жан Пиаже выделяет три основных периода становления интеллекта от рождения до 15-летнего возраста: 1) в первые 2 года - период сенсомоторного интеллекта, 2) подготовки и организации конкретных операций (3-11 лет) и 3) период формальных операций (12-15 лет), когда подросток не только ориентируется в окружающей действительности, но и в мире абстрактных образов, речевых структур. Смена ведущих типов деятельности ведет к совершенствованию операционно-технических возможностей игрового поведения, которое постепенно из чисто интеллектуального, сугубо безответственного, превращается в социальное. В период поздней юности (16-21 год, по Д. Бромлею) социальная, ответственная составляющая усиливается и до предпенсионного возраста превалирует, пока не наступает старение, связанное с удалением от дел, дряхлением организма и уходом из жизни. Наиболее сложным, по мнению Б. Г. Ананьева, является определение продолжительности фаз развития и критических переходов, поскольку очень нестабильны личностные изменения людей в изменяющихся исторических условиях. Не вызывает сомнения лишь то, что по мере развития общества и психологических основ общения меняются правила игрового поведения людей и сообществ. В то же время сами законы возрастной психологии и принципы рациональности гуманитарных взаимоотношений между людьми остаются прежними. Меняются нравственные основы и даже религиозные принципы, но в любой исторический период они всегда служат основой консолидации государства, охраны внутреннего порядка, защиты отечества. Когда деструктивные факторы становятся преобладающими, общество переходит на другие правила игры, основанием которых является противоречие между изжившими в себе принципами и новыми более эффективными для решения практических задач. Цикл человеческой жизни, несмотря на возрастные 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz