Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

причем эта проблема возникла гораздо раньше чем в физике. Организация психологического эксперимента в отличие от физического опыта изначально сталкивается с неадекватностью испытуемого "измерительному прибору". Предметом психологического измерения считают индивидуальное психическое отражение действительности, в виде набора стимулов или ситуацией эксперимента, согласно специально принятому критерию оценки. Опыт применения методов математической статистики показал, что сложные факторный и таксонометрический анализы не приводят к объективизации результатов психологических исследований, и чем проще методы математической обработки, тем более надежными и осмысленными получаются результаты. Интерпретации результатов сложных математических моделей слишком субъективны. Поэтому самым разумным является применение непараметрических методов, расширяющих возможности исследований. Шкалы измерений, используемые в психологии: 1) номинативная (именная), которая позволяет подсчитывать частоты встречаемости разных "наименований" или значений признака и работать с этими частотами с помощью математических методов, 2) порядковая (по принципу "больше­ меньше"), в которой должно быть не менее трех классов (например, низкий, средний, высокий); чем больше классов, тем больше возможностей математической обработки и проверки статистических гипотез; ранжирование испытуемых, 3) интервальная - "больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц"; широко используется правило "трех сигм", шкала стенов - "стандартной десятки", когда за точку отсчета берется среднее арифметическое, а вправо и влево отмеряются интервалы, равные дробным частям стандартного (среднеквадратического) отклонения, 4) шкала равных отношений - пропорционально степени выраженности измеряемого свойства от принятой точки отсчета (например, соотношения выборов альтернатив испытуемыми; физический аналог - температурная шкала Кельвина). Проблемы измерений, аналогичные физическим и называемые психофизическими, перешли в математическую психологию, которая призвана выявить такие упрощенные параметры психофизических или психологических процессов, в которых человек предстал таким, какой он есть, а не таким, каким он себе хочет казаться. Как следствие, решение психофизических задач перешло на уровень дифференциальной психофизики, раскрывающей механизм формирования психического образа в 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz