Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

и иллю зорную концепцию "экофильного мировоззрения", что соверш енно естественно , так ж е как естественно , что все естественнонаучные представления связаны с абстрагированными иллюзиями небосвода , орбит, оси Земли , координатной сетки и т. п., а все общ ественные и гуманитарные представления - с религиозными иллюзиями веры в загробную жизнь , светлое будущ ее и экофильную установку человечества. Эти рабочие иллюзии позволяют решать все задачи, решаемые как второй сигнальной системой индивида, так и ноосферными общественными объединениями . Они ж е и определяют общественно-нравственные и гуманитарно-этические способы поведения. И зучением способов поведения , как ответов организма на стимул извне, занимается наука этология. Поведение лю бого животного адаптировано к его образу жизни . Н аиболее важными с точки зрения ноосферы являются социальные взаимодействия в обществе. Иногда говорят о культурных традициях, характеризующих элементы поведения , не детерминированные генетически. Преподавание культурных навыков происходит через старших представителей общества. Обучение включает в себя импринтинг (от англ. imprint - впечатывать), ассоциативное и неассоциативное виды обучения , подражание и когнитивные процессы, наиболее ярким примером которого является инсайт (озарение). Наиболее существенным элементом лю бого социального поведения является коммуникация, под которой понимают главным образом обмен информацией со всеми деталями: отправителем, как генератором коммуникативных сигналов, адресатом , каналом коммуникации, кодами, помехами , контекстом сообщ ений и многим другим . Агонистическое (от греч. a g on izom a i- я борю сь ) поведение связано с конфликтами и включает в себя агрессию , изоляцию и подчинение. Лояльное (неагонистическое) поведение включает в себя афилиацию (от лат. a ff ilia tio - принадлежу), которая консолидирует сообщ ества , так как совместная жизнь доставляет удовольствие, и кооперацию (от лат. со - вместе; operare - действовать), которая, по мнению специалистов , возникает даж е в мире эгоистов , если соблюдаю тся условия взаимного выигрыша и наказания за отступничество. В поведении человека в отличие от млекопитающего, несмотря на н епосредственное биологическое с ним родство , в процессе приобщения к труду и новым социальным отношениям появились новые психологические функции, которые Л. С. Выготский добавил к наследственным реакциям: наследственные реакции, умноженны е на личный опыт + исторический опыт + социальный опыт + удвоенный опыт (сознание). Опыт человека - это тот 252

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz