Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.
16.2. Концепции игровой этологии H om o ludens - человек играющий не выделяется особым образом на фоне других Homo . Однако понятие игры представляется намного более важным, чем принято. В ся интеллектуальная жизнь человека от мала до велика, от здравствующих ныне первобытных сообщ еств тропических лесов и саванн д о творческих сою зов заслуж енных деятелей науки и искусства всецело полагает соблю дени е игровых правил. Игровое поведение человека принципиально отличается от присущ его животным своей , не столько парадоксальностью , сколько абсурдностью , с точки зрения биосферных принципов - деятельность человека "произвольна". Волевое действие, которому подчинена цель, предполагает борьбу мотивов. Нерешительность человека, преодолевающ его законы биосферы , удерживает его в животном состоянии , и лишь когда он усилием воли выходит за рамки своего естественного страха, выигрывает у природы еще один шаг по ступеням восхож дения к высшему разуму. С точки зрения условного творца биосферы , проигрывающего этап за этапом иллюзорным посягательствам человека, это его игровое поведени е также отдает парадоксальностью и абсурдностью , и они , несомненно , служат основой появления всех новых идей , расширяя границы Разума. Эта парадоксо-абсурдность сродни негэнтропии , противостоящей энергетическому истощ ению В селенной , и, по-видимому , также противостоит истощ ению энергетических ресурсов живой материи в области информационной базы окружающего нас Космоса . Идея ноосферы Вернадского выдвигается как средство спасения от агрессии жизни. Ноосферный человек, согласно онтологическим представлениям об устройстве мироздания, вершиной которого оказывается идеальное общ ество Вернадского , станет автотрофным, что противоречит здравому смыслу и является утопичным и иллюзорным [Фесенкова Л., Учение о ноосф ер е в современной экологической ситуации. Вы сш ее образование в России , № 1, 2008 . С. 1 4 2 -1 4 7 ] . "Деятельность человечества приводит не к ноосф ер е , а к техносф ере и эта построенная разумом оболочка Земли с ее техногенными продуктами влечет не только человечество , но и все живое к неминуемой ги б ели ... Мы полагаем , что путь к преодолению экологической опасности лежит через борьбу с установками утопического с о з н а н и я . Критика учения о ноосф ере - это один из этапов в деле организации концептуальной защиты человечества и создания условий для возникновения экофильного мировоззрения , ограждающ его природу от у н и ч т ож е н и я ." [там ж е]. Таким образом , мы имеем еще одн у утопическую 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz