Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

Итак, воочию встретились три главных способа осмысления существующей действительности: 1) законы точных наук (ноосфера, В), 2) законы живой материи (биосфера, Ре) и 3) законы нравственности (в контексте вышеупомянутых триад приходится признать "космичность" и "геосферность" косной материи уделом этой категории, как это ни показалось бы странным, - Р). Если первые и вторые более или менее ушли от метафизики и философии, то последние, как видно, оказались настолько многообразны и умозрительны, что могут трактоваться вполне произвольно. В. И. Вернадский, обосновавший значение "человечества, взятого в целом", как "мощной геологической силы", старательно обходил философские рифы, не удержавшись перед оптимистическими надеждами на перестройку биосферы "в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не зная этого, приближаемся, и есть ноосфера". Таким образом, согласно великому эмпирическому учению и философскому скептицизму Вернадского (принятому идеологом ноосферы для того, чтобы не подменять факты логическими построениями), можно говорить "об особой психозойской эпохе в истории нашей планеты, аналогичной по изменению, вносимому в живую природу Земли другим геологическим эпохам - кембрийской или олигоцену и т. п." Палеонтологически психозойная или антропогенная геологическая эра, добавляет автор, определяется появлением человека. 15.7. О парадоксальности и абсурдности понятий биосферы и разума Косная материя стала использоваться человеком как носитель формализованной памяти, своего рода источник лишь самой необходимой, пригодной для решения практических задач информации и инструмент для превращения живой биосферной (неформализованной человеческим мозгом) информации в ноосферную. Однако это только прагматическая, хорошо понятная всем сторона существования человека. Есть и другая, преимущественно духовная половина человеческой деятельности, связанная с его поведением в соответствии с общественными законами и индивидуальным смыслом личной жизни каждого. О смысле жизни будет сказано в последующих главах, а в качестве негативных примеров абсурдности принятия индивидуальных решений и глобалистических форм поведения социумов можно привести войны, терроризм, самоубийства, азартные игры, наркоманию, алкоголизм, массовые извращения и т. д. Эти "небиологические" отклонения, свойственные только человеку, обладают той 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz