Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

Основой обновленной науки нашего времени становится небывалый и удобный для обозрения научный аппарат человечества. Еще в прошлом ХХ в. получило развитие учение о законах и методах прогнозирования, названное прогностикой, созданной для повышения эффективности будущих естественнонаучных и общественных мероприятий и предназначенной для решения проблем планирования, составления программ, управления социальными процессами. Значительную роль здесь играет интуиция, к которой философствующие материалисты и идеалисты подходят по-разному: первые говорят об экстраполяции имеющегося опыта, практики, здравого смысла, т.е. рационализме, вторые о приоритетах бессознательного, подсознательного, предсознательного (М. В. Ломоносов понимал прогнозы как "предзнание"), сверхъестественного, составляющих концепцию иррационализма - трансцендентной недоступности человеческого разума к познанию тайн природы и поведения общества, сотворенных неисповедимой высшей волей. Экологические отличия человечества от популяций иных видов млекопитающих, помимо трудовой деятельности, возведенной Фридрихом Энгельсом в главный решающий фактор формирования человека, отличающегося от других обитателей Земли членораздельной речью и абстрактным мышлением, характеризуется социальностью (по одному из законов естественного отбора - особей, приносящих вред своему виду, уничтожают сами члены сообщества) и альтруизмом (способности к бескорыстной заботе о других людях). Современный философ И. Т. Фролов (1985) дает следующее определение: "Человек - субъект общественно­ исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием". Таким образом, помимо биологической и социальной природы человек обладает духовностью, что определяет его, в общем и целом как триединое биопсихосоциальное существо. Психологи выделяют в Эго каждого индивида тоже три составляющих: 1) Р - Родителя, 2) В - Взрослого и 3) Ре - Ребенка, имея в виду принципы поведения в естественной природе и обществе - те состояния, смена которых происходит в разных сочетаниях составляющих нашего Эго в зависимости от ситуации и особенностей онто - и филогенетической структуры каждого из нас. 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz