Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

технократов придать понятию ноосферы интегрирующую роль вместилища души и разума. Первая определяет невыясненное беспредельное пространство неразгаданного Творца, второй - вполне конкретную сферу творений Человека. Для изучения психосферы необходимо преодолеть порог "Тонкого Мира", который, как говорят современные любители общения с ним, в прошлом был гораздо доступнее человеку; техносфера представляет собой загадку только в отношении непредсказуемости направлений будущего развития, прошлое же ее ярко и однозначно диктовалось очередными теоретическими открытиями и воплощениями их в практику. Наверное, если попытаться применить философские категории, то психосфере можно было бы назначить функцию содержания, а техносфере - формы. Последняя для нас особенно важна, потому что представляет собой научное упрощение - одну из важнейших интеллектуальных формообразований нашего бытия, необходимых для решения практических задач. Вершиной формализации является математика (Пифагор ещё в шестом веке до нашей эры говорил, что в основе всего сущего лежит число) и основанные на ней естественные науки. Ведь даже с духовных позиций некоторых авторитетных специалистов Бог-Творец - это в каком-то смысле информационный массив, это и сознание и энергия глобального масштаба, высшее трансцендентное, сверхличностное Первоначало всего Сущего. Разумеется, что подобных сочетаний понятий духовного и душевного, материального и идеального, особенно с точки зрения философских понятий формы и содержания можно привести очень много, но мы ограничимся представлением "Коллективного Разума планетарного масштаба" и "коэволюции природы и общества", то есть совместного развития "природы и ее составляющей - общества" [Моисеев, 2001], поскольку им оперирует математик, считающий себя учеником Вернадского: "Такое состояние биосферы и общества, в котором реализован принцип коэволюции, я и отождествляю с понятием ноосферы. Такое состояние биосферы, по моему глубокому убеждению, не может возникнуть само собой" [там же, с. 155, курсив наш - Н. А.]. Общество состоит из государств, которые отождествляются биополитологами с отвечающим потребностям и возможностям человека высокоорганизованным "биопсихо-социо- интеллектуальными существами" [Олескин, 2001, с. 32]. 238

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz