Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.
бессознательного, введя последнее понятие в научный обиход, разграничив также перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие, включающее в себя внимание и память). В XVIII в. появляются два философских направления, предопределившие развитие психологии по направлениям эмпиризма (приоритет опыта над знанием) и сенсуализма (преобладание чувственного познания над рациональным). Благодаря английскому философу Дж. Локку (1632-1704) возникает понятие рефлексии как способности души к самоанализу и самопознанию (по Локку это значит рассматривать саму себя на расстоянии, "делать себя предметом своего собственного наблюдения") и вводится в оборот термин ассоциации - универсальном механизме приобретения опыта. Достижения в области физиологии - открытие англичанином Ч. Беллом и французом Ф. Мажанди чувствительных и двигательных нервных волокон - на рубеже XVIII и XIX вв. окончательно решают проблему рефлекса как материального, биологического акта. Но сложные психические явления не поддаются пока объяснению. Выход предложил И. М. Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга", согласно которой все акты сознательной и бессознательной жизни человека являются рефлексами по способу происхождения, истокам, структуре и функционированию, а образы, мысли, ощущения и идеи - это отдельные моменты целостных рефлекторных актов, в них психика играет высшую регулирующую и сигнальную роль. 15.3. Особенности российского подхода Если обратиться к истории русской национальной науки, синтезировавшей концепцию ноосферы, первые ученые-естественники, приглашенные из-за границы Петром Великим, были в массе своей приверженцами определенных стандартов мышления, что, как нам кажется, тоже естественнонаучным образом, вступило в противоречие с Ломоносовским освещением сумеречного храма науки. В дальнейшем, пробный камень конфликтов стандартного и нестандартного миропониманий принес свои замечательные плоды и продемонстрировал новый вид почти античного коллективизма ученых, видоизмененного в будущем всемогущей технократией. До поры до времени, эпигоны западных деятелей науки, конечно, значительно сдерживали расцвет национальной российской научно естественной школы, но только до середины XIX в., до тех пор, пока не вступили в свои исторические права имена математика Н. И. Лобачевского, 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz