Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

бессознательного, введя последнее понятие в научный обиход, разграничив также перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие, включающее в себя внимание и память). В XVIII в. появляются два философских направления, предопределившие развитие психологии по направлениям эмпиризма (приоритет опыта над знанием) и сенсуализма (преобладание чувственного познания над рациональным). Благодаря английскому философу Дж. Локку (1632-1704) возникает понятие рефлексии как способности души к самоанализу и самопознанию (по Локку это значит рассматривать саму себя на расстоянии, "делать себя предметом своего собственного наблюдения") и вводится в оборот термин ассоциации - универсальном механизме приобретения опыта. Достижения в области физиологии - открытие англичанином Ч. Беллом и французом Ф. Мажанди чувствительных и двигательных нервных волокон - на рубеже XVIII и XIX вв. окончательно решают проблему рефлекса как материального, биологического акта. Но сложные психические явления не поддаются пока объяснению. Выход предложил И. М. Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга", согласно которой все акты сознательной и бессознательной жизни человека являются рефлексами по способу происхождения, истокам, структуре и функционированию, а образы, мысли, ощущения и идеи - это отдельные моменты целостных рефлекторных актов, в них психика играет высшую регулирующую и сигнальную роль. 15.3. Особенности российского подхода Если обратиться к истории русской национальной науки, синтезировавшей концепцию ноосферы, первые ученые-естественники, приглашенные из-за границы Петром Великим, были в массе своей приверженцами определенных стандартов мышления, что, как нам кажется, тоже естественнонаучным образом, вступило в противоречие с Ломоносовским освещением сумеречного храма науки. В дальнейшем, пробный камень конфликтов стандартного и нестандартного миропониманий принес свои замечательные плоды и продемонстрировал новый вид почти античного коллективизма ученых, видоизмененного в будущем всемогущей технократией. До поры до времени, эпигоны западных деятелей науки, конечно, значительно сдерживали расцвет национальной российской научно­ естественной школы, но только до середины XIX в., до тех пор, пока не вступили в свои исторические права имена математика Н. И. Лобачевского, 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz