Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

15.2. Из философии истории Первый научный трактат "О душе" предложил Аристотель (384-322 до н. э.). Душу он определил как сущность тела человека, и главным образом материального его посредника. Лишь часть души, абстрагирующей все увиденное, услышанное и прочувствованное бессмертна. Произведение аристотелевского мудреца, образ которого предлагается в учении родоначальника всех наук, продвигаясь по лестнице абстракций, приближается к божественному и становится бессмертным, обретая, как бы выразились наши современники, теоретическую материализованную форму. Вера во всеобщую одухотворенность мира получило название анимизма (от лат. а т т а - дух, душа). Следующие за анимизмом натурфилософские попытки истолкования души были связаны с тремя основными материалистическими началами: водой, воздухом и огнем. Последний представлялся носителем души, а его проявлению приписывались функции движения - что-то вроде сочетания потенциальной и кинетической энергии. Альтернативное идеалистическое объяснение душевных явлений предложил Платон, поместив в голову разум, в грудь - мужество, в брюшную полость - вожделение. Впоследствии средневековая церковь наложила запрет на зарождающуюся науку психологию (название науки о душе, появилось в XIV -XVI вв.), который просуществовал до XVII в. Наиболее рациональные, с современной точки зрения, если не сказать механистические, попытки соединения материального и духовного отмечаются в европейском семнадцатом веке. Принципиальный дуализм в отношениях души и тела отмечал Рене Декарт, при этом мыслить могут лишь люди, животные не мыслят, ведь они бездуховны. Фундаментальными источниками интуиции, как главного критерия истинности, являются картезианские (Картезий - латинизированный вариант фамилии Декарта) врожденные идеи, основанные на понятиях числа, бытия, бога. Идеи, питающееся чувственным опытом, по Декарту, не могут быть всегда достоверными. Французский мыслитель, ко всему прочему, выработал два очень важных правила научной работы, которые и нам не следует забывать: 1) идти от простого к сложному, 2) познавать целое посредством деления его на возможно большее число частей, то есть теперь уже идти в другую сторону - от анализа (сложного расчлененного) к синтезу (простому обобщенному). Психологию посетили и математические идеи XVII в., исходившие от Готфрида Лейбница. Он сравнил психическую деятельность с интегрированием сложного взаимодействия сознательного и 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz