Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

- единой живой Земли (по Гиппократу, пневма - это во зд ухоп од обн о е вещество, во все проникающее и осуществляющ ее все жизненные процессы , связанные с движением , мышлением и другими функциями организмов), а также Н. В. Тимофеев-Ресовский и В . Н. Сукачев. Н оосф еру еще называют психосферой (от греч. psyche - душа). Философы отечественного высшего образования понимают душ у как "особую форму бытия сущего". В разделе о психике животных утверждается , что, начиная с кишечнополостных, психика становится функцией нервной системы и дальнейшее ее развитие связано с развитием нервной системы. У позвоночных животных непосредственным носителем психики становится мозг. Животные думают , но не осознаю т своего места в мире, не обладают сознанием и самосознанием . Они имеют зачатки интеллекта (анализ-синтез- реш ение-поступок ), а психическая их деятельность обусловлена биологическими закономерностями и служит регулятором их адаптивного поведения. П сихологи полагают, что ни одно животное не способно передавать информацию , н е относящуюся к текущ ему мом енту времени. Человеческое сознание, направленное на преобразование мира, с точки зрения психологии характеризуется: а) активностью, своеобразие которой в образном и целенаправленном отражении , управляющим сознательными практическими действиями человека, б ) направленностью на предмет (интенционалъностъю), в) способностью к рефлексии (одном у из проявлений самосознания и имитации мыслей другого: поставь себя на его м есто ), к самонаблюдению и г) различной степенью (уровнями) ясности , которые диагностируются "самоотчетами" от соср едоточенности до потери предмета мысли. Самосознание - венец осознания человеком сущ ествующ ей действительности . Большинство отечественных психологов отрицает заданность структуры сознания: по Л. С. Выготскому , основным принципом деятельностного п о дхода является интериоризация, то есть перенос внешних действий во внутренние. А. Н. Леонтьев отмечает формирование внутреннего плана в онтогенезе , при этом на ранних его этапах сознание существует лишь в форме психического образа при отсутствии внутренней деятельности, когда ж е последняя возникает, она становиться предметом сознания. Самосознание, помимо отражения и познания внешнего мира, то ж е самое производит со своим индивидуальным внутренним миром , к тому ж е бывает способно критически его оценивать. 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz