21 1.7. Клеточная теория Обратимся, наконец, к основной структурной единице растительной и животной материи - клетке (впервые клеточное строение открыл Роберт Гук, уподобив его пчелиным сотам): все одноклеточные и многоклеточные организмы, как нам уже известно, делятся на прокариоты (бактерии и сине­ зеленые водоросли) и эукариоты (зеленые растения, все остальные, кроме синезеленых, водоросли, грибы, слизевики и животные). Клеточная теория сложилась еще в XIX веке благодаря микроскопным исследованиям. Наукой, занимающейся изучением элементарной структуры живой материи, стала биология клетки, которая подобно биохимии объединила исследование всех процессов жизнедеятельности организмов на клеточном уровне. По существу, клетка представляет собой самовоспроизводящуюся химическую систему - имеющиеся в каждой клетке цитоплазма и генетический материал в виде ДНК служат для образования новых клеток. Одноклеточный организм объединяет в себе все жизненные функции, в том числе и функции продолжения рода, то есть считается практически бессмертным (подробнее о "бессмертии" - чуть позже, в конце этого раздела). Не оставляя после себя остатков, он полностью переходит при делении в своих потомков (<дочерние клетки). Многоклеточный организм передает жизнь, отдавая новому индивидууму через зародышевые клетки свою структуру. Механизм наследования до сих пор не разгадан. Р.Браун Первым среди органелл, то есть органов, составляющих клетку, было открыто ядро (Роберт Браун, 1831). Ядро содержится только у эукариот и выполняет самые главные функции клетки, регулируя их активность, а вот другие, самые мелкие (15-35 нм), обязательные для каждой клетки органеллы - рибосомы - присутствуют как прокариотических, так и эукариотических клетках и являются местом белкового синтеза . Белки состоят из углерода, азота, водорода и кислорода (99 % массы живых организмов на Земле), большинство из них содержат также серу, а некоторые - фосфор. Белковые молекулы называют макромолекулами за их огромную величину. Двойная оболочка ядра