Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

8.2. Педосферная составляющая географической оболочки Главными климатическими и гидрометеорологическими условиями успешного развития экосистем являются: 1) свет, как источник энергии для фотосинтеза, 2) оптимальная температура - между низкими температурами, когда клетка повреждается ледяными кристаллами, и слишком высокими, - когда происходит денатурация ферментов, 3) вода - лимитирующий фактор, зависящий от водоудерживающей способности почвы, увлажнения земли и испарения с поверхности почвы, и определяемый адаптацией к недостатку влаги следующих видов растений: ксерофитов (высокая устойчивость к безводному существованию), мезофитов (средняя устойчивость) и гидрофитов (приспособленные к избытку воды и низкоустойчивые к отсутствию влаги), 4) циркуляция воздуха и особенности микроклимата. По выражению В. И. Вернадского, на поверхности суши в фокусе взаимодействия живого и косного вещества формируется биокосное образование - почва. В ее состав входят четыре важных структурных компонента: 1) минеральная основа (обычно 50-60 % общего состава почвы), 2) вода (25-35 %), 3) воздух (15-20 %) и 4) органическое вещество (до 10 %). Кислород крайне необходим для корней растений, почвенных животных и организмов- редуцентов , но не всегда условие аэрации почв соблюдается. Заболачивание плодородных земель, при котором почвенный воздух вытесняется водой, ведет к развитию анаэробных организмов , которые, вырабатывая углекислоту, могут сделать почву чрезвычайно кислой, что неблагоприятно действует на почвенные микроорганизмы и приводит к отмиранию растений. 8.3. Революция В. В. Докучаева Почвоведение можно назвать одним из последних традиционных и замыкающих разделов науки о Земле. Наука о почвах родилась в России. Хотя на Западе сельским жителям уже читались увлекательные лекции по агрикультурхимии, но ни одна западная страна не имела и малой доли того разнообразия благодатных первозданных почв, которые разместились на необъятных российских просторах. Сконцентрировав внимание на главных национальных достоинствах сельскохозяйственных угодий, власти Санкт- Петербурга пригласили молодого геолога, в студенческие годы интересовавшегося рыхлыми наносами, Василия Васильевича Докучаева (в будущем учитель В. И. Вернадского), который, рассмотрев все имеющиеся 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz