114 высокосоленых и опресненных, аэрированных и лишенных растворенного кислорода, до богатых и бедных содержанием органических веществ, принадлежащих тем или иным системам циркуляции, океанским экосистемам и т. д. Но из большого перечня вариантов классификации водных масс нам, прежде всего, потребуется разделение последних по географическому положению, от которого зависит их климатическая характеристика. Опыт исследований показывает, что частицы водных масс, находясь на поверхности океана, то есть, непосредственно контактируя с атмосферой, изменяют свои свойства вместе с адвективными и конвективными перемещениями и проходят четыре этапа трансформации в тропической, субтропической, субполярной и полярной климатических зонах, определенных выше. Таким образом, каждая водная масса имеет два признака: генетический и структурный. Первый определяет, в какой климатической зоне ее частицы получили свои свойства, второй - на какой глубине находится в данное время частицы воды, принадлежащие данной водной массе. Сразу можно сказать, что поверхностные водные массы в Мировом океане могут иметь любой из всех четырех видов генезиса, тропический, субтропический, субполярный и полярный, а глубинные - явно не могут быть, по крайней мере, тропическими, потому что плотность сильно нагретых тропических вод слишком мала, чтобы они могли погрузиться глубже охлажденных полярных, субполярных и даже не таких плотных, зато очень соленых субтропических вод. Следует сказать несколько слов о центральном слое, название которого было предложено норвежским ученым Харальдом Свердрупом, выпустившем в соавторстве с М. У. Джонсоном и биологом Р. Г. Флемингом капитальную монографию о Мировом океане: физических, химических и биологических свойствах его водных масс. Этот слой отличается повышенной по сравнению с остальными высокой положительной корреляцией между температурой и соленостью воды. Явно выраженная связь между океанологическими характеристиками объяснялась в то время турбулентным перемешиванием вод верхней и нижней части океаносферы, существующим якобы лишь в открытом океане, свободном от влияния прибрежных и ледовых водных масс. Поэтому воды, принадлежащие к глобальным системам циркуляции открытого океана, были названы "центральными". Разумеется, жизнь внесла определенные коррективы в представление о природе изменчивости физико-химических и