Адров, Н. М. Трансформация водных масс системы Гольфстрима / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т ; ред. Г. Г. Матишов. - Апатиты : КНЦ РАН, 1993. - 173 с. : ил.

мя дь послевдет . . . , если в области М наблюдается мало атлантических ьод, то через At последует . . . . 3. Для ответа на вопрос, позволяют ли поля Q получить лучшее, чем по­ ля Т, решение зацач гидрометеорологического и рыбопромыслового прогнозирова­ ния, необходимо оценить качество получаемых решений. Общепринятыми показа­ телями качества решения задач рассматриваемого вида являются соотношения пра­ вильных и ошибочных распознаваний на контрольном материале. Число ошибок рас­ познавания, полученное на основе полей Т и Q, обозначим соответственно w^, и wQ. Алгоритм расчета w^, и Wg поясним на примере задачи прогнозирования г р а ­ ницы плавучего льда. Рассмотрим два класса Kj и Ѵ^, характеризующие соответ­ ственно северное и южное положения границы плавучего льда в Баренцевом море. Северное положение границы плавучего льда наблюцалооь в 1973, 1983 и 1985 г г . , а южное - в 1978, 1979 и 1982 г г . Объектами в данной задаче являют­ ся поля Т и Q, осрецненные за октябрь-декабрь. Задача формулируется следую­ щим образом: на основании полей Т и Q, построенных для периода октябрь-де­ кабрь предшествующего года, определить положение границы плавучего льда в январе-марте последующего года. Сначала рассмотрим алгоритм расчета w^,. Обозначим поля температуры, осрецненные за октябрь-декабрь 1976, 1982 и 1984 г г . , через X j, Xg и Xg, а поля температуры, осрецненные за октябрь-декабрь 1977, 1978 и 1981 г г . , че­ рез Х4 , Х 5 и Kg. Объекты X j, Х 2 и Х 3 входят в I клаоо, а объекты Х4 , Xg и Х 6 - во 2 класс. Запишем это следующим образом: Kj-={XI , %2 , Х3} ; К 2 ={Х4 , Х5 , Х6} . Эксперимент состоит в следующем. Объект Xj назначается контрольным. Это означает, что решающее правило синтезируется без участия объекта Xj. Пусть в I —й класс включены объекты н Х 3 , а во 2 -й класс - объекты Х^Д^ й Х§, то есть КГ {Х2 , Х3І ; К 2 ---{Х4 , Хб , Х6І . Решающее правило, принятое для данного варианта задания обучающей вы­ борки, исиользуется для распознавания принадлежности Xj к одному из клас­ сов Kj или К2 . Если Xj отнесен к I —му классу, то он распознался правильно и Wrjw+I. Если бы объект Xj был отнесен ко 2-му классу, то он распознался непра­ вильно и тогда Wt=-I. Аналогичным образом рассчитывается величина wy для данного варианта задания обучающей выборки, то есть для К р К 2 и контрольно­ го объекта Q: К ^ -^ 2 » Q j j , ^2= ’ ^5 ’ Предположим, что для данного варианта задания обучающей выборки полу­ чены следующие оценки: w^=+l, wT= - I . Можно было бы оцелать вывод о том, что распознавание с помощью полей Q ошибочно, а поля Т дают правильные резуль­ таты. Однако в силу сложности природных связей между объектами только одно­ го варианта задания обучающей выборки бывает недостаточно. Для надежного вывода о том, какой виц гидрофизических полей дает меньше ошибок при рас­ познавании, необходимо исследовать различные варианты задания обучающей выборки. Наличие нескольких объектов в классах Kj и К 2 позволяет по-разному формировать обучающую выборку, например: 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz