Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М.Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования Глава 5. ИННОВАЦИИ Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. Козьма Прутков Инновационные формы появляются благодаря тому, что традиционные «послушнические» формы, в которых основной составляющей стала демократизация оценки «правильного» поведения, становятся неэффективными: « . моральная ценность послушания представляется нам ничтожной, и доброе поведение, купленное этой ценой, не является в наших глазах педагогическим идеалом . Отметка представляет собой настолько постороннюю всему ходу работы форму оценки, что очень скоро начинает доминировать над собственными интересами обучения, и ученик начинает учиться ради того, чтобы избежать дурной или получить хорошую отметку. Равным образом отметка соединяет в себе все отрицательные стороны похвалы и порицания» [Выготский, 1999, с. 218, 222]. Стандартизация оценок творческих инноваций чревата большими ошибками, тем не менее, какие-то формальные критерии должны быть - пусть даже субъективные, основанные на сравнении знаний и успехов учащихся контролирующими мониторинговыми органами. Но современная обстановка решения педагогических и научных задач давно требует пересмотра устаревших взглядов на образование, которое, с одной стороны, стало более многовариантным и свободным, с другой - связанным с профессиональными ограничениями в силу возросшей сложности технологий, своей скрупулёзностью, мешающей расширению кругозора и рождению творческого вымысла. Идеальной была бы объективная самооценка на основе примеров научных открытий [Адров, 2008], но предшествующее среднее образование не настраивает идущих в высшую школу на элитарный подход, что наилучшим образом интерпретировал Д. И. Менделеев, переиначив русскую поговорку про лень: «Скромность - мать всех пороков». Неудобные люди с инновационным поведением (изобретатели, рационализаторы, «пассионарии», по определению Л. Н. Гумилёва) обеспечивают прогресс и 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz