Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования учебной и научной информацией и активизирует студента к самостоятельной творческой работе [Ищенко, Сазонова, 2005]. Способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему, а не копировать чьи-то разработки, определяется настоящее творческое мышление , которое состоит из многих отдельных мыслительных актов и требует постепенной длительной или, наоборот, кратковременной взрывоподобной мотивации. Экспериментальные психологические исследования подтверждают наличие ярко выраженных эмоциональных переживаний, предшествующих моменту озарения - инсайта . По Платону, начало всякого знания, т. е. творческое осознание проблемной ситуации, начинается с удивления. Число вопросов, которое задаёт себе исследователь, зависит от широты кругозора и творческих наклонностей к инновациям. На этой почве возникло понятие синектики (греч. «совмещение разнородных элементов»), которая представляет собой систему методов интенсивной психологической активизации поиска решения проблемы - «мозговой штурм». Активизация коллективного творчества предполагает групповую форму дискуссий, которые начинаются не с точной постановки задачи, а с обсуждения её признаков. К работе привлекаются опытные специалисты в области обсуждаемых проблем. В итоге участники подходят к постановке проблемы в понимании синекторов. Одним из факторов, способствующих рождению творческих личностей, является система образования, включающая ряд условий. Прежде всего, нельзя подавлять интуицию ученика; даже когда он высказывает догадку, не имеющую логического обоснования, её не следует опровергать, не подвергнув предварительному щадящему анализу. Следует избегать недооценки возможностей учащегося, помня, что переоценка предпочтительнее, потому что тот, кто не верит в себя, обречён на неуспех. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции, потому что отрицательные эмоции подавляют творческое мышление. Необходимо стимулировать стремление к самостоятельному выбору цели работы и методов исследования, без чего творческая деятельность невозможна. Следует поощрять склонность к риску, не допускать конформного мышления; не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно выходит за рамки здравого смысла. «.вымышленные свидетельства так же пригодны, как подлинные, при условии, что они не противоречат возможному» [Монтень, 2003, Кн. 1, с. 135]. В обучаемых следует культивировать взвешенное отношение к 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz