Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М.Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования Песталоцци (1746-1827), стала основой систематизации знаний и системности мышления, родственных самоорганизации. И. Г. Песталоцци Целью разработанной им теории элементарного образования послужило природосообразное развитие и формирование трёх составляющих - ума, сердца и умения - в их гармоническом единстве. Благодаря великим открытиям второй половины XX века в области естественных наук в 70-х годах возникает новое междисциплинарное научное направление синергетика (от греч. synergeia - сотрудничество), которое убедительно подтверждает общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных сложных макросистем - физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных, художественных и, разумеется, педагогических. Современная научная картина мира и достижения синергетики открывают широкие возможности для моделирования образовательных процессов с помощью методов и подходов, традиционно применявшихся к естественным и точным наукам. Нарастающая массовость (ныне количество студентов увеличилось в разы), инновационная коммерциализация высшего образования, конкуренция на рынке образовательных услуг в условиях демографического спада и недостаточный уровень финансовой поддержки вузов со стороны государства, что особенно заметно по наиболее затратным направлениям подготовки (естественнонаучное и техническое образование), диктуют особые условия подготовки специалистов к профессиональной деятельности. Чисто знаниевое образование оказывается неэффективным и даже нецелесообразным. Теперь проповедуется переход от традиционной жёсткой дисциплинарной модели обучения к компетентностной. Компетенции разделяются на 4 части: 1) познавательные (когнитивные), 2) творческие (креативные) 3) социально-психологические и 4) профессиональные. Основой для формирования компетенций служит контекстное обучение , при котором овладение профессией встаёт на путь следования от учебной к профессиональной деятельности посредством трёх взаимосвязанных обучающих моделей : семиотической (методология языковых знаковых 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz