Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогр86сивных технологий высшего образования мыслей, способствуя необычным решениям ума и оказывая оздоровительное воздействие на весь организм. «Ритм с психологической точки зрения есть не что иное, как самая совершенная форма синтеза движения и покоя. Вот почему беспримерная и удивительная работа неутомимых мышц в нашем сердце возможна только благодаря ритмическому характеру его биений. Только потому, что оно бьётся толчками и после каждого удара отдыхает, оно бьётся безостановочно всю жизнь. Отсюда принцип известной ритмичности в воспитании делается психологически неизбежным для теории и практики трудовой школы» [Выготский, 1999, с. 158]. Общение типа «сам с собой» предполагает существование прямого доступа: базы данных, научных журналов, программных приложений, библиотеки программного обеспечения, группы по интересам. Самостоятельность в высшем образовании является первой его необходимостью. В России в начале ХХ в. существовала рациональная система высшей школы, опирающаяся на собственное желание студента учиться. Более эффективным, чем множество контрольных работ и зачётов, стимулом обучения был один жёсткий экзамен в конце семестра или года. Именно эта, на первый взгляд, бесконтрольная система способствовала самым сознательным студентам проявить максимум самостоятельности и творческого подхода к получению необходимых знаний. Будучи студентом, Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) предпочитал аудиторному книжный, по-существу, заочный стиль обучения: «В книгах учёные формулировали свои теории более точно, чем в лекциях; я мог изучать их труды более внимательно, перечитывая при необходимости неясные или трудные места, чего нельзя сделать на лекции; затем, читая книги, я мог делать по тексту самые разные заметки и выписки, что было бы невозможно в процессе слушания лекции». Такой метод, по мнению автора, «более эффективен, экономичен и производителен, чем система обязательного посещения, поскольку в большинстве лекционных курсов не содержится чего-либо нового и оригинального, которое нельзя найти в хороших книгах по этой проблеме» [Сорокин, 1992]. П. А. Сорокин 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz