Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования возбуждения интереса к познанию, 5) научно-исследовательский: после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники данных, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера, в результате студент становится полноправным автором серьёзного научного исследования, готового к защите. Большое значение придаётся проблемным лекциям, которые принадлежат к активным методам обучения, и в отличие от информационной лекции в задачу преподавателя здесь входит создание ситуации, которая побуждает студентов к последовательным шагам поиска решения проблемы. Формой реализации является диалог, который развивает не только мыслительную деятельность, но и умение выступать в качестве рецензентов, оппонентов, экспертов и т. д. Особую пользу приносят лекции пресс-конференции, на которых студенты в письменной форме задают вопросы и преподаватель проводит лекцию в соответствии с содержанием этих вопросов, при этом изложение должно представлять собой не просто ответы на вопросы, а связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы и проводится анализ темы с точки зрения проявленных интересов учащихся. На семинарах, в так называемых «рассадниках знаний» древнегреческих и римских школ проводились диспуты по докладам учащихся с комментариями и заключениями учителей. С XVII в. эта форма обучения использовалась в Западной Европе, а двумя веками позже - в России. Семинарские занятия проводились под руководством авторитетного учёного, задающего тон беседы по заранее разработанному плану, в сочетании с короткими докладами студентов и последующим обсуждением. Ныне практикуется особая форма занятий в виде семинара-исследования [Педагогика., 2002], в начале которого студенты образуют небольшие группы из 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 5-15 минут студенты обмениваются мнениями; готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов. Общение типа «многие со многими» предполагает дебаты, дискуссии, заседания, деловые игры, метод ситуаций, групповое обсуждение, «мозговой штурм» (брейнсторминг), метод Дельфи (по математической оценке идея, 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz