Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования возбуждения интереса к познанию, 5) научно-исследовательский: после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники данных, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера, в результате студент становится полноправным автором серьёзного научного исследования, готового к защите. Большое значение придаётся проблемным лекциям, которые принадлежат к активным методам обучения, и в отличие от информационной лекции в задачу преподавателя здесь входит создание ситуации, которая побуждает студентов к последовательным шагам поиска решения проблемы. Формой реализации является диалог, который развивает не только мыслительную деятельность, но и умение выступать в качестве рецензентов, оппонентов, экспертов и т. д. Особую пользу приносят лекции пресс-конференции, на которых студенты в письменной форме задают вопросы и преподаватель проводит лекцию в соответствии с содержанием этих вопросов, при этом изложение должно представлять собой не просто ответы на вопросы, а связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы и проводится анализ темы с точки зрения проявленных интересов учащихся. На семинарах, в так называемых «рассадниках знаний» древнегреческих и римских школ проводились диспуты по докладам учащихся с комментариями и заключениями учителей. С XVII в. эта форма обучения использовалась в Западной Европе, а двумя веками позже - в России. Семинарские занятия проводились под руководством авторитетного учёного, задающего тон беседы по заранее разработанному плану, в сочетании с короткими докладами студентов и последующим обсуждением. Ныне практикуется особая форма занятий в виде семинара-исследования [Педагогика., 2002], в начале которого студенты образуют небольшие группы из 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 5-15 минут студенты обмениваются мнениями; готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов. Общение типа «многие со многими» предполагает дебаты, дискуссии, заседания, деловые игры, метод ситуаций, групповое обсуждение, «мозговой штурм» (брейнсторминг), метод Дельфи (по математической оценке идея, 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz