Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогр81сивных технологий высшего образования уверенность в своих силах и способностях, превосходящих повседневные. Коучинг позволяет успешнее решать задачи, поскольку возникает эффект синергии: «коуч и обучаемый - это команда; коуч не является элементом системы - это позволяет ему создавать пространство, в котором человек может находить альтернативные пути построения своей карьеры; коуч помогает чётко определить цели, вдохновляет на этапе реализации; благодаря коучингу человек развивает новые способности и навыки» [Алексадрова, 2007]. Д. Ален и К. Раин [Педагогика. , 2002] выделяют следующие компоненты педагогического творчества: 1) варьирование стимуляции учащегося, которая может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя, 2) привлечение интереса с помощью захватывающего начала - малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы, 3) педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части, 4) использование пауз или невербальных средств коммуникации, 5) искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений, 6) постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера, 7) постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала, 8) использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности, 9) определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в умственную работу по внешним признакам его поведения, 10) использование иллюстраций и примеров, 11) использование приема повторения. Творчество как положительное эмоциональное состояние служит универсальным стимулом развития производства, науки, культуры и образования [Зиновкина, 2003; Гареев, 2004]. Овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом) [Загвязинский, 1990]. И. Я. Лернер [1980, 1981] и М. Н. Скаткин [1980, 1986] предложили 5 методов преподавания, последовательно ведущих к научно исследовательскому творчеству: 1) объяснительно-иллюстративный, 2) репродуктивный, 3) метод проблемного изложения, когда педагог формулирует проблему, ставит задачу и излагает способ её решения, 4) эвристический, который заключается в организации поиска решения задач под руководством педагога, либо на основе эвристических программ; эвристическая беседа - проверенный способ активизации мышления, 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz