Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования По А. Н. Леонтьеву, все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). В соответствии с этим Е. А. Климов предложил пять схем профессиональной деятельности (человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек- образ, человек-человек) и восемь основных факторов выбора профессии: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); 4) личные профессиональные и жизненные планы; 5) способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности. Базовыми личностными характеристиками считаются следующие классификационные признаки морально-психологического развития: 1) инфантилизм (нарциссизм, психопатия), 2) авторитаризм, 3) макиавеллизм (интриганство), 4) накопительство, 5) авантюристичность (на базе эмоционального голодания), 6) дружелюбие, 7) альтруизм, 8) креативность (стремление к творчеству) [Зацепин, 2003]. В процессе учёбы даже у тех, кто поступил в вуз случайно, может появиться интерес к профессии, обусловленный психолого-педагогической атмосферой, качеством преподавания, материально-технической базой, техникой и методикой учебного процесса и практических занятий. В настоящее время менее 1/3 студентов удовлетворены содержанием обучения [Педагогика. , 2002], предъявляя претензии к компетенции, грамотности, профессиональному соответствию преподавателей, превращающих учение в чисто формальный процесс. Студенты полагают, что для повышения качества образования и его стимулирования следует повысить социальные гарантии при распределении на работу в зависимости от качества полученных знаний, нравственных и физических затрат. Основой педагогического творчества считаются искренность, талант, понимание состояния ученика. Последнее не прививается извне, его можно добиться только посредством своего личного опыта, так называемого диагностического акта, который эффективен только в том случае, когда обладает творческой коммуникативной составляющей. «Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», - говорили древние. Творческому взаимодействию преподавателя как руководителя, и студента как руководимого способствует нововведённое понятие коучинга [Хамаганова, 2003], основополагающий принцип которого - твёрдая 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz