Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования «Взрослого» (своего рода счётной машины, взвешивающей соотношения «хочу» и «надо»). Все трое живут одновременно, но проявляются в каждый момент поодиночке. Ребёнок, по Бёрну, является в определённом смысле социальным продуктом, начиная с самого раннего возраста. В детстве на «этапе роста», по Д. Сьюперу заканчивающемся в 14 лет, уже развивается «Я-концепция». На основе проигрывания своих ролей происходит формирование интересов, которые закладывают фундамент будущей профессии. На «этапе исследования» (от 15 до 24 лет), основываясь на результатах самоанализа , юноши и девушки определяют варианты профессиональной карьеры и, став молодыми людьми, наконец, осваивают профессию. С 25 лет начинается самый плодотворный творческий этап, продолжающийся до 44-летнего возраста («этап упрочения карьеры»). Далее, от 45 до 64 лет наступает «этап сохранения достигнутого», после которого следует «этап спада». Таким образом, теория американского психотерапевта Эрика Бёрна, зародившаяся в 50-е годы ХХ в., объясняет выбор и поведение в профессии изначальным сценарием, который конструируется в раннем детстве. Незначительное число людей достигает полной автономии, решающие поступки человек совершает в соответствии с программой поступательного развития, тем жизненным планом, который выстраивается до 6-летнего возраста под влиянием родителей или заменяющих их воспитателей. У ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события. Воспитатели должны иметь собственные сценарии «победителей» (т. е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают). В структурном разделе сценарной теории Бёрн даёт объяснение выбора профессии в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний «Я» - Родителя, Взрослого, Ребенка. Догматический Родитель выбирает профессии, связанные с реализацией власти над другими людьми. Взрослый выбирает профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (экономика, вычислительная техника, химия, физика, математика). Согласно теории профессионального развития Д. Сьюпера, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию, представленную всеми теми утверждениями, которые личность желает присвоить. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz