Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования детства на всю жизнь. Вначале формируются неясные, расплывчатые, «магические», неадекватные представления, которые В. В. Маяковский в стихотворчестве назвал «глупой воблой воображения». «Свободное» поведение постепенно перепрограммируется в сценарий, в котором человеку предстоит сыграть роль «молота» или «наковальни», в зависимости от педагогических приёмов воспитателей. Качества мужественности или женственности, терпения, хитрости и аккуратности закладываются в наиболее пластичный период от 2 до 6 лет. К шестилетнему возрасту сценарный аппарат надёжно запечатлевается в сознании. Сценарий управляет судьбой, а антисценарий - жизненным стилем личности. Культурно исторические типы личности в современном обществе предполагают семь разновидностей, интересных раньше всего отрицательным отношением к главному негативному, с их точки зрения, качеству человека: «советский» тип - мещанство, «крестьянский» - лень, «дворянский» - бесчестье, «буржуазно-криминальный» - честность, «предпринимательский» - безынициативность; «профессиональный» - бездарность, «чиновничий» - бескомпромиссность [Ляпустин, 2000; Фокин, 2002]. В принципе, все люди подразделяются на две части - одна половина людей всё решает за себя сама, другую отвлекают от этого «дары» судьбы. Умение мыслить самостоятельно даётся всегда непросто, поскольку «умничание» не приветствуется окружающими. Люди, привязанные к сценарию, подразделяются на две части: 1) руководимые сценарием (усердный работник, умеющий развлечься в свободное время) и 2) одержимые сценарием (жертвы трагического или «рокового» сценария, запущенный алкоголик или наркоман). В подростковом возрасте определяется, какие игры становятся фаворитами, а какие будут забыты. Юность - это «период, когда кошмарные «тоннели» детства приобретают более реалистическую и современную форму и ложатся в основу оперативного сценария, определяющего жизненный план» [Бёрн, 1992, с. 267]. «...сценарный аппарат гораздо более чуток и подвижен, чем аппарат генетический, и постоянно изменяется под воздействием внешних факторов, таких как жизненный опыт и предписания, получаемые от других людей» [там же, с. 351]. В отличие от Фрейда (бессознательные сексуальные влечения «Оно», силы социальных норм «Я» и силы индивидуального «Я» - «Сверх-Я»), здесь структура личности состоит из «Ребёнка» (источника спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов), «Родителя» (педанта, знающего как надо вести себя и склонного к поучениям) и 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz