Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М.Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования потребности с потребностями других (апогей социальной стадии игрового поведения). Периоды геронтогенеза, начинающиеся у женщин в 55, а у мужчин в 60 лет, переносятся по-разному в зависимости от уровня развития речемыслительных функций, которые, согласно Б. Г. Ананьеву, противодействуют старению. При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. «В молодости нужно веселиться, как чёрт, чтобы в старости работать, как дьявол» (Вольтер). Невербальные функции сохраняются у высокопрофессиональных личностей. Творческая ориентация в наибольшей степени способствует сохранению здоровья, психологическому и биологическому долголетию. Этот период в целом можно назвать стадией вероисповедального игрового поведения , потому что снижение уровня притязаний, осознание неотвратимого своего ухода и, в то же время, вечности всеобщей жизни приводят к неизбежному игровому самоотвержению. Историческое и воспитательное значение игр общеизвестно. Многовариантность игровой составляющей творчества обусловливает богатство культуры. Социальное и личностное значения творческих игр имеют принципиальные отличия. Математический и трансакционный анализ исходят из разных постулатов, первый из которых предполагает полную рациональность, а второй - нерациональность и иррациональность «игроков». Обычно игры понимаются в зависимости от авторской трактовки. Например, играми называют «такие последовательности трансакций (единиц социального действия, состоящих из единичного стимула и единичной реакции, вербальной или невербальной - Н.А.: из определений Бёрна), основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании» [Бёрн, 1992, с. 12]. Социальные игры составляют большую часть общественной жизни и обладают необходимой для соблюдения структуры общества управляемостью. Структурирование времени объясняется тремя видами «жажды»: 1) ощущений, 2) признания и 3) структурированности. Структурный голод приводит к сенсорной депривации и очень тяжёлым патологическим последствиям. Кульминациями игры служат выигрыш или проигрыш, во многом зависящие от творческого потенциала игрока. Роль детства является главной в формировании творческого игрового поведения человека, которому он следует всю жизнь. В. П. Зинченко в связи с этим приводит утверждение П. А. Флоренского о том, что секрет творчества - в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz