Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования конфликтов между членами детской субкультуры существуют определённые игровые традиции, способствующие творческому формированию социальных и коммуникативных навыков. Особое значение в игровом поведении детей имеет преодоление страха, который нельзя показывать, испытание личной храбрости в виде социально-психологических экспериментов перед лицом своих товарищей. Всё это в сумме представляет собой спонтанно складывающиеся тренинговые программы, которые творчески реализуются в игровых формах. Ни в ощущениях, ни в мнемических способностях нет такой разницы между 6-7-летним ребёнком и юношей 17-18 лет, какая существует в их мышлении (переход от вербальной стадии игрового поведения к интеллектуальной). С 11-12 лет формируется способность размышлять логически и комплексно об абстрактных, отвлечённых проблемах, проверять правильность своих мыслей, принять точку зрения другого человека (« обратимость » мышления); создаются собственные теории, и рождается игра в понятия, формулы и т. д. (интеллектуальное экспериментирование). Отрицательно влияет на творческое развитие интеллектуального потенциала облегчение программ обучения, отсутствие жизненных и профессиональных целей, создающих предпосылки замедленного, дисгармоничного типа интеллектуального развития. В старших классах наиболее значимой становится ориентация на будущее (переход к социальной стадии игрового поведения), стремление утверждения себя в обществе. При этом формируется своя собственная нормативная база, не совпадающая с требованиями взрослых. Профессиональное самоопределение сужается к 17 годам, когда усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально­ психологическими свойствами. Процесс профессионального самоопределения начинается с детской игры и заканчивается выбором профессии. Наибольшая изменчивость интеллекта, по Е. И. Степановой, отмечается с 18 до 25 лет, оптимальные возрастные моменты научного творчества, как уже отмечалось, приходятся на возраст 35-45 гг.. Нормативный кризис, обусловленный рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями, наступает в возрасте 30-33 лет. В возрасте 40-45 лет., называемом кризисом середины жизни, человек теряет смысл прошлой жизни и обретает новый смысл, ориентированный на будущее поколение, переходя в более альтруистическое состояние. Периодом лидерства и квалифицированности считается возраст 45-50 лет, когда человек достигает реальной зрелости, уравновешивает свои 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz