Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М.Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования полагали, что после морфологического созревания ребёнка происходит дальнейшее развитие системы нервных центров и их связей, а психическое развитие обусловливается социальными факторами, воздействующими на человека до самой смерти. Однако: «Значение привычек, приобретённых в раннем возрасте, громадно; отделаться от них впоследствии очень трудно, а иногда и не под силу взрослому» (П. Ф. Лесгафт). Детская субкультура, присущая возрастному диапазону от 3 до 13 лет, является творческой подсистемой культуры общества, тем не менее, она всегда сохраняет относительную автономию и самостоятельность. На протяжении длительного времени, иногда в течение столетий она сохраняет определённый консерватизм, не позволяющий расшатать её устои, одновременно ассимилируя новую информацию. Специалисты отмечают необыкновенное сходство детских субкультур разных стран, связанных с общностью природы детской психики и одинаковых возрастных и социально-психологических проблем. Трансляция детских традиций обеспечивается по вертикали: от старших к младшим. Таким образом, механизм эволюции индивидуальных навыков действует в обратном природному эволюционному направлению развития интеллекта и корректирует формирование личности в соответствии с уровнем развития общества. «Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже - свободу» (И. Кант). Проблема игрового сотрудничества как очевидной творческой составляющей развивающейся личности возникает у ребёнка в возрасте между 3 и 5 годами; по А. С. Макаренко: «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет». Главным препятствием в этом возрасте является эгоцентризм, который следует преодолеть. Личности ребёнка важно самоутверждение и одновременно взаимодействие с партнёром. Складывается характерная для детской субкультуры ситуация коллективизма. Стратегия решения проблем восходит к предшествующим поколениям (детский фольклор, поведенческие паттерны - нормы, правила игры, интонации голоса, выражение лица и др.). Для решения регуляторных групповых проблем необходим социальный инструмент, которым являются объективные, надличностные приёмы распределения ролей, передаваемые авторитетными старшими. Обычно это бывают считалки, которые можно уподобить формулам последующей взрослой жизни. Для решения 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz