Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования на мониторе. Философы, скажем, не без основания утверждают, что древнегреческая философия превосходит современную по уровню и стилю изложения, логике решения проблем. Без Платона, Аристотеля, Сократа, Архимеда и других величайших представителей древности трудно представить науку и просвещение лишь потому, что они дали творчески наиболее яркие, полезные и понятные упрощения Природы, переведя свои эмоциональные, свойственные всем людям восприятия, на литературный язык и язык математики (изначально: логика и геометрия). Без них нам бы не было с кого брать пример. Творчество, постигаемое обычно в шедеврах искусства, сопровождается, как все знают, крайними состояниями вознесений и спадов, граничащих с сумасшедствием. «Для неосуществленного в жизни существует только два выхода - или сублимация, или невроз. Таким образом, искусство представляет собой с психологической точки зрения постоянный биологически необходимый механизм изживания не реализованных в жизни возбуждений и является совершенно неизбежным спутником в том или другом виде всякого человеческого существования. ... Сублимация исполняет в социально полезных формах то, что сон и болезнь исполняют в формах индивидуальных и патологических». [Выготский, 1999, с. 235]. Известный психологический термин «надсознательное», характеризующий мозг как источник открытий, идентичен «сверхсознанию» - понятию, предложенному К. С. Станиславским [1962] для определения высшего этапа творческого процесса. Таким образом, мы наблюдаем ещё одну параллель между разными видами формализации, объединёнными одинаковыми принципами работы сознания ( " . когда духовная и физическая жизнь артиста на сцене развивается натурально, естественно, нормально, по законам самой природы, - сверхсознательное выходит из своих тайников", с. 272). Нейрофизиологическая основа сверхсознания или иначе интуиции, по мнению учёных, есть «трансформация следов памяти и порождение из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий» [Данилова, 1998, с. 297]. Сознанию остаётся лишь логический выбор плодотворных гипотез-озарений, удовлетворяющих потребности решения практических задач, в данном случае, психологии и сценического искусства. Можно привести ещё одну творческую формулу интуиции, предложенную Карлом Фридрихом Гауссом: «Вот мой результат, но я пока не знаю, как получить его». А задолго до него Менандр отвечал на упрёки о задержке обещанной им комедии: «Она полностью сочинена, остаётся только 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz