Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогр63сивных технологий высшего образования раздражения, имеющего физическую природу, через физиологическое возбуждение к психологическому ощущению и в конечном итоге к логическому суждению. Элементарные ощущения, служащие своеобразной метрологической базой, позволили автору создать методологическую основу, в которую входили два фундаментальных утверждения: 1) сенсорная система (лат. sensus - чувство, ощущение) человека - это измерительный прибор, реагирующий на воздействующие физические стимулы и 2) распределение психофизических характеристик подчиняется закону больших чисел, аналогично антропометрическим характеристикам. Упрощённые постулаты Фехнера положили начало экспериментальным исследованиям и разработкам «косвенных» методов, с помощью которых можно было выполнить количественные оценки отношения между величиной стимула и интенсивностью вызванного им ощущения. По сути, все естественные и точные науки основаны на «косвенных» для окончательных решений естественнонаучных задач первичных ощущениях, формализацией эмоционального отражения их в виде упрощённых схем, построенных на пропорциях, «измеренных» органами зрения параметров, и воплощения их в рукотворные произведения, будь то жилое здание, орудие труда или графические их изображения. Организация психологического эксперимента в отличие от физического опыта изначально сталкивается с неадекватностью испытуемого «измерительному прибору». «Предметом психологического измерения можно считать часть «образа мира» (результата индивидуального психического отражения действительности), актуализированную набором стимулов (или ситуацией эксперимента), согласно предложенному критерию оценки (инструкцией испытуемому)» [Психология, 2004, с. 102]. Проблемы измерений, аналогичные физическим и называемые психофизическими, перешли в математическую психологию , которая призвана выявить такие упрощённые параметры психофизических или психологических процессов, в которых человек предстал таким, какой он есть, а не таким, каким он себе хочет казаться. Таким образом, решение психофизических задач перешло на уровень дифференциальной психофизики, раскрывающей механизм формирования психического образа как ядра, окружённого сложной системой психологической среды. В психодиагностике специалисты добились на этом поприще определённых успехов. В педагогике тоже существуют проблемы количественных оценок, они тоже трудно поддаются объективизации. Тем не менее, выработана достаточно эффективная, хотя и 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz