Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М.Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогр61сивных технологий высшего образования «Российской педагогической энциклопедии» входят: психология воспитания, психология обучения и психология учителя. Моделью отношений между психологией обучения (вполне развитая область прикладного знания) и психологией воспитания (слабо исследованная область) может служить пример взаимодействия навыков чтения и реального чтения. Принципы педагогической психологии имеют гораздо более давнюю историю, чем, может быть, принято считать: «При обучении гимназистов следует, во- первых, наблюдать главным образом за тем, чтобы не отягощать и не приводить в замешательство различных способностей. Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе - презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и словом, учитель должен не токмо словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащимся» [Ломоносов, 1986, с. 177, 178]. П. Ф. Каптерев Основоположником педагогической психологии в России был Пётр Фёдорович Каптерев [1876, 1914]. Ещё в начале ХХ в. немецкий педагог В. А Лай [1910] предлагал заново и глубже обосновать дидактику, а французский психолог Г. Ле Бон (1910) полагал психологические основы воспитания и образования одними и теми же. П. П. Блонский считал педагогическую психологию ветвью прикладной психологии, которая «занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения». По мнению же Л. С. Выготского [1991], педагогическая психология - особая самостоятельная наука о законах изменения человеческого поведения и о средствах овладения этими законами. С ним соглашался Б. Г. Ананьев, считая её сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. Последующие работы расставляют акценты по-разному: от ограничения её психологией обучения [Зимняя, 2000] до включающей в себя психологию обучения и воспитания [Григорович, 2003]. Обращается внимание на специальную организацию овладения научными знаниями, 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz