Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрбдсивных технологий высшего образования В отличие от других дисциплин педагогика более мифологична, потому что: 1) она тесно связана с культурой, которая мифологемна, 2) мифы о «стране знаний», «высоких миссиях педагога», «сеянии разумного, доброго, вечного» поддерживают институты образования, 3) сфера образования и педагогическая наука испытывают влияние государственной идеологии, 4) педагогика существовала как практическое искусство воспитания, и наукой она стала много позже, оставив практику прошлого [Тюнников, Мазниченко, 2006]. Наиболее выраженные ориентации среди студентов многообразны: доброта, любовь и уважение к другим людям, образованность, моральность, воспитанность, самоконтроль, ответственность, уверенность в себе, общительность, организованность, рассудительность, аккуратность, трудолюбие, недоверие к другим людям, оптимизм и реализм, забота о своём здоровье. Системы жизненных ориентаций социальных групп обладают относительным постоянством и могут быть представлены перечнем биполярных и униполярных конструктов, отражающих как общечеловеческие ценности, так и отклонения, обусловленные социокультурной принадлежностью. В качестве жизненных принципов некоторыми респондентами декларируется нечестность, эксплуатация и т. д. Минимально выражена потребность в творческом труде, нет ориентации на продуктивность труда; минимально ценностное отношение к вещам, к материальному обеспечению, собственности и её расходованию. Слабо выражено отношение к государству, не представлена ориентация на законопослушание. По данным анкетирования студентов, влияние близких родственников составляет 7-9%, школы, учителей и других наставников - 6­ 9%, устного народного творчества, художественной и научной литературы - 7%, подруг, друзей - 5-6%, окружающих людей, соседей, знакомых - 2%, рабочего коллектива - менее 1% [Низовских, 2005, с. 82]. В результате исследований подтвердилась мысль Эрика Бёрна [1992], что родители являются главными источниками установок (40-42 % респондентов). Может быть это не бесспорно для всех времён и народов, но на данном этапе развития нашего общества со своей идеологией материального благополучия, такая дифференциация влияния объектов общества на субъект индивида вызывает доверие. В структуру педагогической психологии, представляющей собой «отрасль психологии, изучающую закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания», согласно последнему изданию 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz