Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования превращение человека в воспитательную машину по психологической своей природе чрезвычайно оглупляет человека» [Выготский, 1999]. Проблема субъектности рассматривается с точки зрения становления субъектов: деятельности [Головей, 1996], общения [Князев, 1981], самооценивания [Турусова, 1991], противопоставления ролевого и субъективного [Полежаева, 1995], самодетерминации [Чирков, 1996], педагогики [Аксёнова, 1998; Волкова, 1998; Серёгина, 1999; Серых, 2006]. Для основания единой развивающейся системы обучения необходимо найти способы объединения учителей и учащихся как адекватно взаимодействующих субъектов. Структура и динамика человеческой субъектности освещена в работах Татенко, [1995]; Рубинштейна, [1997]; Зимней [1997], Абульхановой [1998], Серых, [2006], с учётом результатов которых предложено определение субъектности - это «системное человеческое качество, в котором реализуется важнейшая интенция человека как субъекта - стремление к проявлению и реализации себя как в пространстве собственного внутреннего мира, так и в пространстве окружающего мира; при этом субъектность наиболее ясно фиксируется именно на границе этих двух миров, являющейся очень подвижной и отражающей противоречивое, динамичное и взаимодополняющее единство внешнего и внутреннего» [Вачков, 2007, с. 16]. Теоретические представления о субъектности и её развитии в онтогенезе были положены в основу проекта психологического образования педагога [Слободчиков, Исаев, 1995]. Субъективность рассматривается как особая интегративная форма общественного бытия человека, способного осваивать и превращать явления бытия в факты своей жизнедеятельности. По С. Д. Дерябо [2002], чтобы стать подлинным субъектом, необходимы способности: 1) самоупорядочивание - способность соответствовать требованиям окружающего мира; 2) самопричинение - способность управлять своей жизнедеятельностью, стать причиной изменения в своём субъектном мире и 3) саморазвитие - способность выходить за пределы своих возможностей посредством воли. Выделены типы общностей [Вачков, 2007]: 1) совокупность предсубъектов, 2) атомарный коллективный субъект, 3) корпоративный коллективный субъект, 4) универсальный полисубъект. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz