Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогр53сивных технологий высшего образования Эдуарда Шпрангера выделяются шесть типов личности, которые комбинируются с преобладанием какой-либо одной черты. Э. Шпрангер Преобразовав шпрангеровскую классификацию в соответствии с нашими принципами, и расставив иные приоритеты, можно представить эти 6 типов следующим образом: 1) религиозный - понимание мира, управляемого волей высшего Разума (идеализм) или незыблемыми законами Природы (материализм); 2) теоретический, направленный на поиск и раскрытие объективной истины; 3) эстетический, ориентированный на совершенство формы и гармонию; 4) социальный - наивысшим является любовь и признание людей; 5) экономический - ценно то, что полезно и выгодно; 6) политический - доминирующий интерес представляет власть. Усиливающаяся социализация всё больше и больше подавляет развитие ответственности личности - сильнейший контроль, неотвратимость наказания, жёсткие системы запретов служат подавляющими факторами развития личности. Самостоятельность и инициативность, самые необходимые качества человека активного, становятся на деле нежелательными, хотя на словах обычно приветствуются. «Поощрение инициативности в учебной деятельности, конечно, имеют место. Но являются скорее исключением, чем правилом. Исследования показывают, что дисциплинированность учащегося является несравненно более ценимой педагогами добродетелью, чем самостоятельность» [Психология, 2004, с. 150]. Прогрессивно настроенные преподаватели уверены в том, что главным мерилом образовательной системы должно быть воспитание новой личности, и новообразования в педагогике здесь не причём. Нынешнее существование дидактической доминанты не должно мешать социализации личности, развитие которой складывается из интеллекта, эмоциональных 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz