Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогр54сивных технологий высшего образования И неожиданную радость Ещё обнимем мы не раз: Но вы, живые впечатленья, Первоначальная любовь, Небесный пламень упоенья Не прилетаете вы вновь. А. С. Пушкин, из поэмы «Кавказский пленник» Наиболее сложным, по мнению Бориса Герасимовича Ананьева, является определение продолжительности фаз развития и критических переходов, поскольку очень изменчивы личностные изменения людей в изменяющихся исторических условиях. Не вызывает сомнения лишь то, что по мере развития общества и психологических основ общения меняются правила игрового поведения людей и сообществ. В то же время сами законы возрастной психологии и принципы рациональности гуманитарных взаимоотношений между людьми остаются прежними. Меняются нравственные и даже религиозные принципы, но в любой исторический период они всегда служат основой консолидации государства, охраны внутреннего порядка, защиты отечества, а теперь и глобализации. Когда деструктивные факторы становятся преобладающими, общество переходит на другие правила игры, основанием которых является противоречие между изжившими себя принципами и новыми, более эффективными для решения практических задач. Цикл человеческой жизни, несмотря на возрастные особенности каждого периода и историческую обстановку, можно выразить переходами биологического к интеллектуальному, социальному, вероисповедальному и вновь биологическому периоду. Поскольку ранее мы уже определили человека как существо комплексное биопсихосоциальное [Адров, 2008], то очевидно, что в течение жизни игра каждого индивида помимо естественных биологических «правил» будет содержать комбинации «искусственных» общественных законов. Следует отметить, что социальные стимулы свойственны человеку в самом раннем младенческом возрасте, и даже структуры мозга настроены к восприятию преимущественно социальных, а не каких-либо других событий. К 12-18 мес. в мозгу человека складывается некая рабочая модель социально-эмоциональных отношений. Уже в 4-месячном возрасте улыбка, став экзогенной, превращается в инструмент общения. Негативное поведение младенца характеризует отрицательную оценку события, протест и отторжение неопознанного 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz