Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогр53сивных технологий высшего образования ступени в том, что здесь уже нет верха и низа - учителей и учеников, - здесь все коллеги, т. е. люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т. е. когда одни ХОТЯТ учиться, а другие им ПОМОГАЮТ в этом. Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остались на низшей ступени образования» [Лотман, 2003, с. 165]. «Само разрешение задачи, которое прежде составляло на девять десятых обязанность педагога, ныне всецело перелагают на плечи ученика. В этом смысле дальтоновский план обучения, который перелагает обязанность нахождения и формулировки научных законов с учителя на ученика, заменяет класс лабораториями, сводит роль учителя к нулю (там, где он может быть заменен книгами, справочниками, картинами и тому подобным учебным материалом) и сохраняет за учителем только функцию организатора и контролёра опыта ученика, - этот план с психологической точки зрения наиболее соответствует природе воспитания мышления» [Выготский, 1999, с. 168]. Жан Пиаже выделяет три основных периода эволюции мышления и становления интеллекта от рождения до 15-летнего возраста: 1) в первые 2 года - период «сенсомоторного интеллекта», 2) подготовки и организации «конкретных операций» (3-11 лет) и 3) период «формальных операций» (12­ 15 лет), когда подросток не только ориентируется в окружающей действительности, но и в мире абстрактных образов, речевых структур. Ж. Пиаже Смена ведущих типов деятельности ведёт к совершенствованию операционно-технических возможностей игрового поведения, которое постепенно из чисто интеллектуального, сугубо безответственного, превращается в социальное. В период поздней юности (16-21 год, по Д. Бромлею) социальная, ответственная составляющая усиливается и до предпенсионного возраста превалирует, пока не наступает старение, связанное с удалением от дел, дряхлением организма и уходом из жизни. Не вдруг увянет наша младость, Не вдруг восторги бросят нас, 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz