Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогр52сивных технологий высшего образования высшая школа на протяжении конца XIX и начала XX вв. боролись за утверждение системы технического обучения, однако, как утверждают специалисты, без сколько-нибудь заметного успеха. Из сравнения схем образования в высоко- и слаборазвитых странах следует, что «так называемая образовательная лестница представляет собой нечто вроде скачки с препятствиями, участники которой имеют гораздо больше шансов выбыть из соревнования, чем добраться до финиша» [Бернал, 1960, с. 287]. Соединенные Штаты Америки, по мнению их учёных, в «космическом» ХХ в. стояли на особом месте по охвату населения высшим образованием (30 % соответствующей возрастной группы), уступая советской педагогике, создавшей в 1934 г. систему среднего школьного образования, которое в 1956 г. стало всеобщим в городах, а через 2 года - в масштабах всей страны. Бывшее некогда самым продуктивным в мире советское высшее образование было разделено на ряд самостоятельных категорий вузов: университеты, технические институты, сельскохозяйственные и медицинские институты, институты по подготовке специалистов в области экономики и других административных дисциплин. В новую эпоху усиливающейся специализации образования необходимо расширять обучение до университетского, но эту двойную работу за счёт сочетания гуманитарных и естественных наук воплотить в жизнь - «значит требовать большего, чем человеческий мозг в состоянии осилить». Нам необходима «полная перетряска системы образования и дружная попытка заново продумать - не только как учить, но и чему учить» [там же, с. 311, 312]. Ю. М. Лотман Проблема взаимодействия науки и образования должна решаться по мере сближения творческих приёмов обучаемых и обучающих, задачи которых, несмотря на антиполюсность, совершенно идентичны, потому что их решение преследует одну и ту же цель - сохранение и совершенствование знаний предмета. «Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению со средней школой. И одна из особенностей этой 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz