Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрёАсивных технологий высшего образования говорил Ушинский, требуется новый уровень исследования - теоретический». Теоретические разработки педологии (и, разумеется, андрологии, как педологии взрослых) начались в 20-е годы ХХ в. и были запрещены в 1936 г. постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Проблема педагогической парадигмы высшей школы, в отличие от среднего образования, с тех пор осталась открытой до нашего времени, усугубившись негативными составляющими «достижений» цивилизации и демократии. Усилившаяся массовость культуры и образования актуализировала вопросы управления, планирования и мониторинга на основе углублённого изучения принципов эффективной выборки нужной для решения практических задач информации. А всякое углубление связано с индивидуализацией способов решения задач, самопедагогикой (самоандрагогикой) и самообразованием. О всемирном кризисе образования, цивилизации и необходимости смены парадигмы педагогического мышления [Образование в современном м и р е . , 1986; Суд над системой образования., 1991; Философия образования., 1992; Шубинский, 1989; Ягодин, 1989], о развитии свободной личности и талантов, об инновационном творческом обучении, которое состоит не в обучении студентов знаниям, а мыслительной деятельности [Шадриков, 1993; Шукшунов и др., 1993], говорится в огромном числе работ, посвящённых теме создания новой «философии образования, адекватной вызовам XXI века». Начало массовому образованию положил в поворотном для науки XVII столетии последний епископ «Общины чешских братьев» Ян Амос Коменский (1592-1670), предложивший обучение предметам, представляющим исключительно практический интерес. Четыре принципа дидактики (от гр. didaktikos - поучительный) - наглядность, постепенность, подражание и упражнение - поставили образование на рельсы устойчивого и осмысленного закрепления знаний, познания причинных связей обучения с самой природой. «Принцип сообразности», проповедуемый великим педагогом-гуманистом, заключающийся в том, что обучение должно соответствовать возможностям обучаемого в определённом возрасте и его задачами в соответствии с внешними природными условиями, усиливался активной практической направленностью педагогики: «Знать, говорить и действовать - вот в чём соль мудрости». Его лозунг - «всех учить всему» - ориентировал педагогов подобно клятве Гиппократа ещё на одну священную общественную миссию. Массированное образование и особенно 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz