Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогр50сивных технологий высшего образования Глава 3. ПЕДАГОГИКА Кто не использует свои таланты для обучения и воспитания других, тот либо плохой, либо ограниченный человек. Г. К. Лихтенберг Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе. Я. А. Коменский Обучать - значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер В настоящее время обучение представляет собой многосторонний процесс, который позволяет использовать для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения, сообразно возможностям и индивидуально-психологическим особенностям как обучающихся, так и самого педагога, преимущества того или иного направления обучения [Педагогика., 2002]. При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, значимым считается ответ на вопрос: что является объектом осознания учащимися в процессе обучения? Если осознаются только правила, средства, то это форма традиционного, «догматического» обучения, если это осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это верный способ формирования умственных действий; если осознание программы, алгоритма действий, - то это программированное обучение, называемое педагогами теорий алгоритмизации, и, наконец, если это осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приёмов, то это проблемное обучение (В. Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. Я. Лернер). «В наше время, - пишет Н. Ф. Талызина в «Вестнике высшей школы», № 12 за 1988 г., - когда все повторяют как молитву, что наука стала производительной силой, соединившись с практикой, в документах о перестройке высшей школы нет ни слова о науке образования. Что нам предписывается? «обобщайте опыт и используйте компьютеры». ... аука о высшей школе ещё не развилась. Надо заимствовать не опыт, а идею. Как 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz