Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования 2) проблемности содержания игры и её развертывания; 3) ролевого взаимодействия в совместной деятельности; 4) диалогического общения; 5) двуплановости игровой учебной деятельности. Главное, чтобы эти принципы помогали достижению реальной цели, стимулировали развитие целеустремлённости и мастерства. Эффективность ДИ обеспечивается разумным сочетанием игровых и реальных компонентов, когда дуализм учебной ситуации наилучшим образом используется в решении учебных и воспитательных задач, однако не следует смешивать реальный и игровой конфликты. Этапы ДИ оформляются в виде блок-схемы, элементами которой служат описания конфликтов или противоречий, заложенных в игру. Несмотря на применение активных форм дискуссий, в ДИ строго соблюдается регламент. Существует и второй план методологии, согласно которому ДИ не превращается в занятие тренажерного типа. В заключении ДИ производится анализ всех причин принятия решений. Так же как на тестирование (гл. 7), имеются две противоположные точки зрения на ДИ: 1) позитивная, приветствующая в них активную составляющую усвоения профессии и 2) негативная, связанная с недостаточно глубоким проникновением в педагогические тонкости. Пока ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе нет объективной установки, что создает определенные трудности внедрения ДИ. Специалисты попытались разобраться в сущности и психолого-педагогических основах ДИ с позиций контекстного обучения (А. А. Вербицкий), в котором обучаемый наряду с профессией приобретает особую компетенцию - навыки психологического взаимодействия с людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, рационализируя тем самым процесс социализации. В выработке навыков выдвинуто три закона: 1) упражнения, 2) эффекта и 3) готовности (Торндайк). Г. С. Рогинский показал, что навыки появляются не в результате хаотических движений или «ага!»-переживаний, а «направленных по определённому руслу». Менее затратный, чем ДИ, имитационный игровой метод активного обучения (метод игрового производственного проектирования) характеризуется следующими педагогическими составляющими: 1) наличием проблемы и распределения ролей между участниками её решения, 2) взаимодействием участников посредством высказывания мнений, 3) вводом корректирующих условий, например, прерывание обсуждения и сообщения некоторых новых сведений, которые 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz