Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М.Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования психолога, эксперта и т. д. Ведущий получает полномочия руководителя, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом; оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т. е. пересказывает позицию докладчика, находит её уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения; логик выявляет противоречия и ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы; психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога; эксперт оценивает продуктивность дискуссии, даёт характеристику общения её участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т. д.; функции психолога и эксперта пересекаются. Преподаватель должен определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению, подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих, распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе и подводить общий итог дискуссии. [Педагогика., 2002], что представляет ярко выраженную деловую составляющую проведённого мероприятия. Деловые игры (ДИ) рождены древними магическими обрядами и ритуальными танцами, выполнявшими не только религиозные, но и педагогические функции. Широко известные в нашем отечестве игровые составляющие «потешной» флотилии на озере Неро и «потешных» полков Петра превратились в серьёзные дела и стали основой всех последующих морских и сухопутных маневров ВМФ и СА. В 1932 г. в Ленинграде была проведена первая в мире ДИ, основанная на плановой соцдействительности, вскоре подвергшаяся обструкции со стороны недальновидных правящих органов. ДИ возродились через четверть века в 1957 г. в США, и благодаря электронно-вычислительной технике стали широко использоваться в зарубежной практике обучения. В нашем образовании ДИ стали возрождаться, начиная с 60-х гг. и в настоящее время они применяются в институтах повышения квалификации. На научно-методических конференциях поднимаются вопросы перспективы ДИ как эффективной формы обучения не только в высших, но и средних технических и гуманитарных специальных учебных заведениях. В ДИ заложено 5 психолого-педагогических принципов: 1) имитационного моделирования ситуации; 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz