Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как процессы, формирующие межличностные отношения. Социально-психологическая компетентность руководителей позволяет выбирать адекватные способы взаимодействия с отдельными людьми и их обществом и реализовывать их [Мардахаев, 2002; Минкина, 2005]. Особую значимость она приобретает в педагогике [Tomic, 1994]. Диалогизация взаимодействия, т. е. полноценного межличностного общения, помогает решать многие психологические задачи в учебных группах студентов [Парыгин, 2000; Прутченков, 2001]. Социально-психологический тренинг не только совершенствует профессиональную подготовку, но и повышает компетентность и уровень социальной ответственности [Куницина, 1995; Doty, Hilman, 2000]. «Основными методами работы в социально психологическом тренинге являлись: групповая дискуссия; ролевые игры с предписаниями и свободными ролями; разбор конкретных ситуаций; деловые игры; психодиагностика; отработка отдельных умений и навыков в специальных упражнениях; просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением выявленных аспектов поведения; моделирование конкретных проблем участников тренинга» [Малинаускас и др., 2007]. Игровой период обычно связывают с детством и придают ему особо важное значение по части усвоения информации, правильных физиологических реакций во взаимоотношении с окружающей природой и предметами быта, приобретения навыков общения с окружающими людьми. «... игры детей - вовсе не игры и ... правильнее смотреть на них, как на самое значительное и глубокомысленное зан яти е .» [Монтень, 2003, Кн. 1, с. 141]. Порой глубокомысленные размышления приводят к выводу - человек рождается, чтобы умереть, и какую бы грустную или радостную эмоциональную окраску не имела эта сентенция, это, как говорил известный литературный герой: «Научно-медицинский факт». После приобретения нужных для жизни рефлексов и инстинктов организм подвергается обучению, всё более активизирующегося с приобретением способности к различного рода деятельности, которая рассматривалась в предшествующей главе с точки зрения мотивации. С этой же точки зрения рассматривались принципы коллективизма, без которых бессмысленно не только высшее образование, но и вся наша жизнь, смысл которой удобнее всего рассматривать посредством игровых принципов, которые подобно естественнонаучным законам имеют свои не нарушаемые правила (нормы) и нарушающие отклонения от них (аномалии) при иных исходных 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz