Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогр43сивных технологий высшего образования стабильности говорят, когда человек ведет себя неизменно, а низкая свидетельствует о том, что данное действие уникально. Социология организационного поведения - наука, изучающая динамику межличностных отношений, которые в организации совсем иные, нежели вне её; тем более, социальные системы отличаются от физических и биологических. Организационный климат кооперативной трудовой деятельности определяют понятия статуса, престижа, группового давления, лидерства и т. п. Мотивированные на достижение (предпочтительный тип ролевого поведения), в отличие от мотивированных на власть (лидерство, авторитет) или на успех, повышают свой престиж только до определённого уровня, они не склонны к риску и ориентированы на задачу [Кравченко, 2009]. Между лидерством авторитарного типа, ориентированным на задачу, и лидерством демократического типа, ориентированным на коллективное принятие решений, по Р. Танненбауму и В. Шмидту, существуют промежуточные градации других типов лидерства [Tannenbaum, Schmidt, 1973]. Система поведенческих актов в коллективе, в соответствии с моделью Дж. Хоманса, вырабатывается по восходящей спирали и представляет собой набор «неформальных» норм совместного поведения, имеющих статус неписанных законов. Сплочённая общность, где больше выполняются упомянутые нормы, привлекает индивидов. Нарушающих нормы ждут «неформальные» санкции. Сплочённый коллектив, в отличие от «формальной» организации, которая построена на принципе отношения к людям как к незрелым личностям, к тому же легко взаимозаменяемым [Argyris, 1957], высоко ценит каждого входящего в него индивида, сопереживает и борется за него, и этим привлекательна для окружающих. Негативные черты администрирования вызывают законную защитную реакцию коллектива, сплачивают его в противостоянии официальному руководству. Согласно теории Криса Арджириса, любому администрированию свойственна закономерная система коммуникаций (бюрократических распоряжений), которые не оставляют места для самостоятельности индивида и проявления его человеческих интересов, поэтому люди стремятся к «неформальным» группам, игровые правила которых не только более подходят по интересам, но и создают определённую защиту от враждебного окружения. Преимущества индивидуально­ групповой формы обучения проявляются при так называемом интенсивном обучении с использованием игровых ситуаций и ролевых игр, когда студенческую группу рассматривают как коллектив, занимающийся 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz