Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М.Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования глупость, а вернее абсурдность тоже талант, и не зря Эразм Роттердамский посвятил ей свою «Похвалу». Можно дополнительно «похвастаться» отмеченной российской ментальностью словами Ф. М. Достоевского: «Отчего у нас все лгут, все до единого? ... Это именно потому, что могут лгать даже совершенно честные люди. Я убеждён, что в других нациях в огромном большинстве лгут только одни негодяи; лгут из практической выгоды, т. е. прямо с преступными целями. А у нас могут лгать совершенно даром самые почтенные люди и с самыми почтенными целями. У нас в огромном большинстве лгут из гостеприимства». Изучением способов поведения, как физиологических и психологических ответов организма на стимул извне, вне зависимости от их эмоциональных оценок, занимается наука этология. Поведение любого животного и человека адаптировано к его образу жизни. Наиболее важными с точки зрения ноосферы являются социальные взаимодействия в обществе. Иногда говорят о «культурных традициях», характеризующих элементы поведения, не детерминированные генетически. Преподавание культурных навыков происходит через старших представителей общества. Обучение включает в себя импринтинг (от англ. imprint - впечатывать), ассоциативный и неассоциативный виды обучения, подражание и когнитивные процессы, самым ярким примером которого является инсайт (озарение). Наиболее существенным элементом любого социального поведения служит коммуникация, под которой понимают главным образом обмен информацией со всеми деталями: отправителем как генератором коммуникативных сигналов, адресатом, каналом коммуникации, кодами, помехами, контекстом сообщений и многим другим. Агонистическое (от греч. agonizomai - я борюсь) поведение связано с конфликтами и включает в себя агрессию, изоляцию и подчинение. Лояльное (неагонистическое) поведение включает в себя афилиацию (от лат. affiliatio- принадлежу), которая консолидирует сообщества, так как совместная жизнь доставляет удовольствие, и кооперацию (от лат. со - вместе; operare - действовать), которая, по мнению специалистов, возникает даже в «мире эгоистов», если соблюдаются условия взаимного выигрыша и наказания за отступничество. В поведении человека в отличие от простого млекопитающего, несмотря на непосредственное биологическое с ним родство, в процессе приобщения к труду и новым социальным отношениям появились новые психологические функции, которые Л. С. Выготский [1999, с. 38] добавил к наследственным реакциям: 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz