Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования ( интенциональностью ), в) способностью к рефлексии (одному из проявлений самосознания и имитации мыслей другого: поставь себя на его место), к самонаблюдению и г) различной степенью (уровнями) ясности, которые диагностируются самоотчётами от сосредоточенности до потери предмета мысли [Штерн, 2003, с. 198]. Самосознание - венец освоения разумом существующей действительности. Большинство отечественных психологов отрицает заданность структуры сознания: по Л. С. Выготскому, основным принципом деятельностного подхода является интериоризация (см. гл. 1), т. е. перенос внешних действий во внутренние. А. Н. Леонтьев [1983] отмечает формирование внутреннего плана в онтогенезе, при этом на ранних его этапах сознание существует лишь в форме психического образа при отсутствии внутренней деятельности, когда же последняя возникает, она становиться предметом сознания. Самосознание, помимо отражения и познания внешнего мира, то же самое производит со своим индивидуальным внутренним миром, к тому же бывает способно критически его оценивать. Об антиподе учения о рефлексах И. П. Павлова: «По Н. А. Бернштейну, в основе поведения человека лежит не реакция на внешнее воздействие, а акция как преодоление внешних и внутренних препятствий в процессе решения задачи (в этом случае поведение человека - не приспособление к окружающей среде, а её активное преобразование)» [Выготский, 1999, с. 492]. Активное преобразование наиболее эффективно осуществляется через игру. По мнению академика В. В. Давыдова: « . в с е (подчеркиваем - все!) психические функции человека, направляющие и организующие его деятельность, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, имеют свои глубинные корни не внутри отдельного человеческого индивидуума, не внутри его организма и личности, а вне его - в общении индивидов, в их отношениях друг к другу и к вещам, созданным людьми» [там же, с. 486]. Homo ludens - человек играющий не выделяется особым образом на фоне других Homo. Однако понятие игры представляется намного более важным, чем принято и даже очень серьёзным. Вся интеллектуальная жизнь человека от мала до велика, от здравствующих поныне первобытных сообществ до суперсовременных творческих союзов заслуженных деятелей науки и искусства, всецело полагает соблюдение игровых правил. Игровое поведение человека принципиально отличается от присущего животным своей, не столько парадоксальностью, сколько абсурдностью, - с точки зрения биосферных принципов деятельность человека «произвольна». е9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz