Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования сокращении диапазона возможных решений проблемы или числа возможных ответов на вопрос. В XVIII в. появляются два философских направления, предопределившие развитие психологии по направлениям эмпиризма (приоритет опыта над знанием) и сенсуализма (преобладание чувственного познания над рациональным). Благодаря английскому философу, психологу, педагогу, политическому деятелю Джону Локку (1632-1704) возникает понятие рефлексии как способности души к самоанализу и самопознанию (согласно сенсуалистскому учению Локка, проповедующему принцип разумного эгоизма, это значит рассматривать саму себя на расстоянии, «делать себя предметом своего собственного наблюдения»; по К. Марксу и Ф. Энгельсу: человек сначала всматривается, как в зеркало, в другого человека и только потом начинает осмысливать себя) и вводится в оборот термин ассоциации - универсальном механизме приобретения опыта. Достижения в области физиологии - открытие англичанином Ч. Беллом и французом Ф. Мажанди чувствительных и двигательных нервных волокон - на рубеже XVIII и XIX вв. окончательно решают проблему рефлекса как материального, биологического акта. Но сложные психические явления не поддавались пока объяснению. Выход предложил И. М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга», согласно которой все акты сознательной и бессознательной жизни человека являются рефлексами по способу происхождения, истокам, структуре и функционированию, а образы, мысли, ощущения и идеи - это отдельные моменты целостных рефлекторных актов, в них психика играет высшую регулирующую и сигнальную роль [Сеченов, 1923]. «И нехватка каждого из сортов информации вызывает свой вариант жажды, голода, желания . Желание, по мнению И. М. Сеченова, как с психологической, так и с физиологической точки зрения можно вообще поставить рядом с ощущением голода» [Коломинский, 1980, с. 83]. Животные тоже имеют зачатки интеллекта (анализ-синтез-решение- поступок), а психическая их деятельность обусловлена биологическими закономерностями и служит регулятором их адаптивного поведения. Психологи полагают, что ни одно животное кроме нас не способно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту времени. Человеческое сознание, направленное на преобразование мира, с точки зрения психологии характеризуется: а) активностью, своеобразие которой в образном и целенаправленном отражении, управляющим сознательными практическими действиями человека, б) направленностью на предмет 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz