Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования знаний для сдачи зачётов и экзаменов, когда познавательная деятельность является лишь средством достижения цели. Эти формы называют пассивными, а потому недостаточно эффективными и устаревшими. Активные формы, например, проблемное обучение (гл. 5), основываются на познавательно-побуждающих мотивах поиска истины. Интерес к обучению в данном случае возникает в связи с научной постановкой проблемы, при этом рождение заинтересованности метафорически уподобляется моменту зачатия истины («эмбриология знания», по высказыванию А. И. Герцена), она пробуждает талант и способствует раскрытию творческого потенциала личности. Уровень сознательности субъектов образования определяется общественной значимостью их интеллектуальной активности [Рубинштейн, 1989]. В связи с существованием отчуждённой и неотчуждённой активности [Фромм, 1990], особое значение приобретает выделение внешних и внутренних мотивов учебной деятельности [Бордовская, Реан, 2001; Маркова, Матис, 1990; Смирнов, 2001]. Внутренние мотивы определяются познавательной потребностью субъекта, при этом «овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения». При внешних мотивах овладение материалом «не является целью учения, а выступает средством достижения других целей» (получение аттестата, диплома, стипендии, признания товарищей, похвалы и пр.); при этом учащийся отчуждён от процесса познания, пассивен, активность проявляет только при вынуждающих обстоятельствах. А. С. Макаренко употреблял понятие «атмосферы ответственной зависимости», без которой немыслимы активизация личностных качеств студентов и плодотворная воспитательная работа преподавателя. А. С. Макаренко По отношению к образованию, профессии и бытовым сторонам жизни вся совокупность современных студентов разделяется на три следующие группы. Первая, составляющая треть всех студентов, ориентируется на реализацию в профессии и повышение научного уровня, здесь велик интерес к будущей работе; перспективным считается обучение в аспирантуре. Для второй группы (26 %) образование служит совсем иным целям, 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz