Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.
М.Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования Д. Н. Узнадзе В. Н. Мясищев С. Л. Рубинштейн Наряду с мотивами, пробуждающими деятельность, имеются мотивы устремления в будущее, интересы к преподаваемым дисциплинам, технике, спорту, искусству, которые помогают формированию личности, широте кругозора и т. д. Познавательные интересы могут снижаться из-за возникающих трудностей или недостатков в методике обучения. Чтобы поддержать подлинную мотивацию учения, ещё со школьной скамьи необходимо ставить оценки лишь по итогам работы за продолжительное время - это снимает напряжение учеников, позволяет преподавателю следить за их развитием и спокойно вносить поправки. Обучение избавляется от насильственных приёмов командной системы, а коллективная форма выполнения трудного, но интересного задания приобретает позитивную игровую и соревновательную составляющие творчества. Внутреннее побуждение возрастает: «Ведь подлинное усвоение знаний происходит тогда, когда школьники сами замечают те или иные пробелы... Дети ищут ответы и общими усилиями вместе с учителем, который незаметно для детей ведёт их к желанной цели, находят эти ответы» [Занков, 1990, с. 42]. То же самое можно сказать и о высшем образовании, ещё более того - о мотивации письменного самовыражения, когда предлагаются индивидуальные варианты отчёта о проделанной работе не по стандартному плану, а в соответствии с собственным стилем изложения. При традиционном обучении отмечаются: 1) непосредственно побуждающие мотивы, возникающие у студентов под влиянием педагогического мастерства преподавателя, что считается скорее заинтересованностью, чем мотивацией познавательного плана и 2) перспективно побуждающие мотивы - необходимость усвоения базовых 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz