Адров М. Н. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования. / М. Н. Адров, Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 168 с.

М..Н.Адров, Н.М.Адров. Теоретические основы прогрессивных технологий высшего образования [Кусакина, 2008]. Выбор профессии происходит, когда возраст не позволяет ещё взвешенно оценить свои возможности. Пристрастия подрастающего поколения, выясненные по результатам опросов выпускников 11-х классов, абитуриентов и будущих студентов, распределились следующим образом: «по интересам» - 65% испытуемых отдали предпочтение гуманитарной направленности, 20% - естественным наукам и 15% - физико­ математическому профилю; по «мотивам выбора профессии» - 60% - определили приоритет материальной удовлетворённости, 12% - карьерного роста, 10% - потребности общения, 10% - соответствия своим способностям, 5% - чувства ответственности, и всего лишь 3% - набрал контингент, склонный видеть в будущем высшем образовании мотив удовлетворённости и привлекательности профессии [Адров, 2009, с. 48-49]. Получается, что лишь 3 человека из 100 по-настоящему осознают цель получаемого высшего профессионального образования. Переход от созидательной идеологии строителей коммунизма, в которой требовалось воплощение своих способностей в построение материальной базы «светлого будущего», к «пещерной» форме капитализма повернул вектор представлений всеобщего равенства и благоденствия в направлении личного, семейного, в крайнем случае, корпоративного благополучия. На Западе, например в США, уже «проходили» этот этап и теперь пришли к убеждению в недостаточности эгоистических, в принципе недемократических подходов, повернув упомянутый вектор в сторону общегосударственного патриотизма и даже мирового общенационального глобализма, что в конечном итоге проповедовали все позитивные учения и религии и, в частности, марксистско-ленинская философия. Учебная мотивация - «это и есть соотнесение целей обучения с потребностями, запросами, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения» [Кулюткин, 1985]. Мотивации учения как важной компоненте высшего образования посвящена диссертация Н. А. Зенковой [2003]. По данным психологических опросов, у выпускников школы ещё нет значимой профессиональной мотивации (но мотивация получения диплома очень высока). Студенты первого курса тоже пока ориентируются на общеобразовательные, а не узкоспециальные предметы, они ещё не определились в желании дальше обучаться профессии. Высокая мотивация получения диплома свидетельствует о «неадекватности выбора профессии, неудовлетворённости ею, и следовательно - о низкой мотивационной готовности к обучению, мотивационная готовность имеет 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz